Порцель, А. К. От "Груманта" до "Арктикугля" : очерк истории отечественной социально-экономической деятельности на Шпицбергене в XX веке / А. К. Порцель ; Федер. агентство по рыболовству, Федер. гос. образоват. учреждение высш. проф. образования "Мурм. гос. техн. ун-т". - Мурманск : Издательство МГТУ, 2011. – 290 с. : ил., карты.

10 Мы продолжаем испытание, чтобы лучше установить содержание серы и све­ тильного газа...»1. Это письмо было приложено к документам об учреждении акционер­ ного общества "Грумант" как доказательство серьезности затеваемого пред­ приятия. Сторонники развертывания добычи шпицбергенского угля и перед Первой мировой войной, и в 1920-е гг. давали высокие оценки его качеству. Вот типичный пример таких отзывов: "Шпицбергенский уголь выше немецких и польских углей и ближе подходит к Ныокестлю высших марок"2. Аналогичную оценку дала в 1931 г. Особая группа Высшего совета народного хозяйства (ВСНХ) в докладной записке по вопросу о приобре­ тении голландских шахт на Шпицбергене в советскую собственность: "Анализы углей голландской концессии отмечают, что уголь из обоих пластов можно отнести к лучшим сортам углей с высокой теплотворной способностью"3. Подобным высоким оценкам противоречат результаты испытаний шпицбергенского угля, проведенные на судах "Мезень" и "Кола" в 1925 г.: «Предполагаемый к поставке шпицбергенский уголь по своим качествам аналоги­ чен донецкому углю марки "ПЖ"»4. 'Расход угля при прочих равных условиях выше такового углей среднего качества"5. "Следует прийти к заключению, что испытываемый уголь не удовлетворяет каче­ ством флотского угля"6. В 1940 г. при передаче рудников из ведения Главсевморпути в веде­ ние Наркомата угольной промышленности СССР отмечалось: «Каменный уголь рудника Баренцбург по своим физическим и химическим свой­ ствам относится к типу донецких углей марки "ПЖ "» 1. Объяснить противоречие в оценках можно тем, что уголь разных место­ рождений Шпицбергена значительно отличается друг от друга. Но в целом этот самый северный уголь вполне мог быть пригоден как топливо, прежде всего на береговых предприятиях. 1РГИА. Ф. 1276. Оп. 9. Д. 150. Л. 5. : Лангман Н. Проблема шпицбергенского угля // Карело-Мурманский край. 1927. № 12. С. 5. 1РГАЭ. Ф. 3139. Оп. Д. 418. Л. 6. 4 ГААО. Ф. 71. On. 1. Д. 1990. Л. 17. Там же. Л. 16. ’ Гам же. 7ГАМО. Ф. П-17. On. 1. Д. 39. Л. 54.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz