4. Порцель, А. К. Международные отношения в Баренц-регионе (Мурманская область) : [учебное пособие по дисциплине «Международные отношения в Баренц-регионе» для специальности 030701.65 "Международные отношения"] / А. К. Порцель ; Федер. агентство по рыболовству, Федер. гос. бюджет. образоват. учреждение высш. проф. образования «Мурм. гос. техн. ун-т». - Мурманск : Издательство МГТУ, 2011. - 135 с. : ил., карты, портр.

1. ПРОСТРАНСТВО БАРЕНЦ-РЕГИОНА Международные отношения являются особой формой общественных отношений, возникающих в процессе внешнеполитической деятельности государств, а также международных организаций и непосредственных субъектов международной жизни. Они проявляются в международно - политических событиях, процессах, проблемах, ситуациях и представляют собой сложный и многообразный комплекс, включающий отношения полити­ ческие, экономические, военные, гуманитарные, культурные и др. Ведущее место в этом комплексе принадлежит межгосударственным отношениям. Международные отношения разделяются по сферам общественной жизни и по участникам. В зависимости от степени развития и интенсивно­ сти эти отношения различаются по уровням (высокий, средний, низкий). Уровни международных отношений также различаются по геополитическим критериям: глобальный (общепланетарный), региональный, субрегиональ­ ный (внутри региона). Интернационализация политической, экономической, социальной жизни ведет к тому, что не только государства, но и субнациональные единицы ока­ зываются вовлеченными в динамичный процесс международных отношений. К таким субнациональным единицам относятся региональные и местные тер­ риториальные сообщества. Хотя данные субъекты действуют в рамках внешней политики национального государства, их самостоятельная активность стано­ вится важной отличительной чертой развития внешнеполитического процесса. Региональные объединения при всем их разнообразии и специфике яв­ ляются важной составной частью международных процессов. Они выполняют свою роль в реализации главных целей и задач межгосударственных процес­ сов в масштабе конкретного региона. Субъекты Российской Федерации яв­ ляются членами многих региональных организаций. На Европейском Севере имеются серьезные возможности для межгосударственного регионального сближения в экономической, политической, гуманитарной сферах. Северная Европа традиционно включает в себя Скандинавские страны (Норвегия, Швеция, Дания, Исландия) и Финляндию. Но к началу XXI в. геополитическое окружение Северной Европы изменилось. В оборот входит понятие "новая Северная Европа", которое охватывает не только "традицион­ ные" Северные страны, но и государства Балтии (Литву, Латвию, Эстонию), и северо-западные регионы России. Видна тенденция включить в "новую

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz