4. Порцель, А. К. Международные отношения в Баренц-регионе (Мурманская область) : [учебное пособие по дисциплине «Международные отношения в Баренц-регионе» для специальности 030701.65 "Международные отношения"] / А. К. Порцель ; Федер. агентство по рыболовству, Федер. гос. бюджет. образоват. учреждение высш. проф. образования «Мурм. гос. техн. ун-т». - Мурманск : Издательство МГТУ, 2011. - 135 с. : ил., карты, портр.

единой транспортной системы портов и инфраструктуры в северной части Европы, а также создание благоприятных условий для увеличения объемов морских перевозок. Иначе говоря, цель проекта "Северный морской коридор" состоит в установлении альтернативного регулярного маршрута из Европы в Россию через Баренцевоморский регион, а также в организации транс­ портировки грузов из Европы по Северному морскому пути (СМП). Деятельность проекта охватывает морскую территорию от Велико­ британии до Норвегии и России. Взаимодействие уже осуществляется между 20 участниками из восьми стран мира. С российской стороны активно за­ действованы Мурманская и Архангельская области. Собственно, Мурманский торговый порт уже является полноправным участником проекта "Север­ ный морской коридор". В 2010 г. произошел прорыв в арктической судоходной навигации: танкер "Балтика" доставил газоконденсат, добытый на Ямале, в Китай по маршруту "Мурманск —Новая Земля —мысы Челюскин, Санникова — пролив Дежнева —Южный Сахалин —Китай". Капитан танкера А. Ники­ форов отметил, что "никогда еще суда такого размера Северным морским путем транзитное плавание не осуществляли"5. При следовании танкера из Мурманска путь в один конец занимает 22 дня, а через Суэцкий канал — 42. В сентябре 2010 г. из Норвегии в Китай по Северному морскому пути прошел транзитом датский балкер "Nordic Barents" с грузом железорудного концентрата. В это же время автомобильно-пассажирский паром "Георг Отс" преодолел путь от Санкт-Петербурга до Владивостока. Не предназначенный для плавания в ледовых условиях паром "Георг Отс" стал первым в истории пассажирским судном, прошедшим через акватории арктических морей от Мурманска до пролива Дежнева и далее вдоль восточных рубежей России. Все эти суда прошли трассу под проводкой ледоколов Мурманского мор­ ского пароходства. Дизель-электроход "Мончегорск" 16 сентября 2010 г. отправился по маршруту "Мурманск - Дудинка - Пусан - Шанхай—Находка - Дудинка". Через два месяца, 16 ноября, судно вернулось в Дудинку. Рейс был уникальным: ранее никто через Арктику в Азию без проводки ледоко­ лами не ходил. Проводки судов по СМП в 2010 г. показали необходимость создания в Арктике эффективно действующей инфраструктуры для снабжения мор­ ского торгового флота, средств МЧС и безопасного мореплавания. Однако 5 Лукин Ю. Ф. СМП вновь оживает! // Сайт Северного (Арктического) федерального уни­ верситета. URL : http://narfu.ru/aan/ news.php?ELEMENT_ID*i 5254 Дата обращения: 02.10.2011.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz