4. Порцель, А. К. Международные отношения в Баренц-регионе (Мурманская область) : [учебное пособие по дисциплине «Международные отношения в Баренц-регионе» для специальности 030701.65 "Международные отношения"] / А. К. Порцель ; Федер. агентство по рыболовству, Федер. гос. бюджет. образоват. учреждение высш. проф. образования «Мурм. гос. техн. ун-т». - Мурманск : Издательство МГТУ, 2011. - 135 с. : ил., карты, портр.

спорную акваторию, чтобы начать здесь разработку углеводородов. Норвегия упорно отвергала режим совместного управления "серой зоной" и настаи­ вала на разделе по срединной линии на равном расстоянии от Новой Земли, Земли Франца-Иосифа и восточных островов архипелага Шпицберген. В 2007 г. удалось лишь договориться о разграничении в Варангер-фьорде. В апреле 2010 г. состоялся визит Президента России Д. А. Медведева в Норвегию. В хоте визита премьер-министр Норвегии Й. Столтенберг и Президент РФ достигли договоренности о принципах разграничения исклю­ чительных экономических зон в Баренцевом море и Северном Ледовитом океане (приложение II, рис. 15). Спорная зона площадью около 175 тыс. кв. км будет поделена на две равные части, каждое из государств получит в управле­ ние ареал размером в 87,5 тыс. кв. км. Премьер-министр Норвегии пояснил, что Норвегия согласилась на компромисс (отказавшись от применения метода срединной линии) из-за того, что Россия имеет значительно большую длину береговой линии. Конвенция ООН по морскому праву рекомендует учиты­ вать это обстоятельство при территориальных спорах. С заключением договора о разграничительной линии между Россией и Норвегией в Баренцевом море и Северном Ледовитом океане будет снят мораторий на разработку нефтегазовых месторождений арктического кон­ тинентального шельфа. По оценкам экспертов, общие извлекаемые ресурсы углеводородов континентального шельфа Арктики превышают 80 млрд тонн условного топлива. 7.2. "Мурманский коридор" Норвегия (особенно ее северные провинции) в международном сотруд­ ничестве с Мурманской областью играет важнейшую роль. Норвежское правительство придает большое значение сотрудничеству наших территорий и всячески поддерживает добрососедские отношения, уделяя при этом огром­ ное внимание развитию районов Крайнего Севера своей страны. "Мурманский коридор" - особая форма сотрудничества между Мурман­ ской областью и тремя приграничными губерниями Норвегии (Тромс, Нур- ланн, Финнмарк), зародившаяся в 1996 г. С 1997 г. действует Региональная российско-норвежская группа "Мурманский коридор". В 2002 г. была при­ нята "Концепция приграничного сотрудничества", на основе которой был подготовлен и подписан Договор о приграничном сотрудничестве между Правительством Мурманской области и губернией Лапландия.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz