4. Порцель, А. К. Международные отношения в Баренц-регионе (Мурманская область) : [учебное пособие по дисциплине «Международные отношения в Баренц-регионе» для специальности 030701.65 "Международные отношения"] / А. К. Порцель ; Федер. агентство по рыболовству, Федер. гос. бюджет. образоват. учреждение высш. проф. образования «Мурм. гос. техн. ун-т». - Мурманск : Издательство МГТУ, 2011. - 135 с. : ил., карты, портр.

половину XX в. В 1982 г. принята Конвенция ООН по морскому праву, которая вступила в силу 16 ноября 1996 г. В связи с имевшимися разногла­ сиями по морскому дну в 1994 г. было принято дополнительное соглашение, вступившее в силу 28 июля 1998 г. Третий передел Арктики в XXI в. продолжает процессы международной легитимизации арктического пространства, начатые в предыдущем столе­ тии. Но речь идет теперь не об определении границ территориальных вод (12-мильная зона) и исключительной экономической зоны (ИЭЗ, 200 миль), а о разделе континентального шельфа и акватории в самом центре Северного Ледовитого океана (приложение II, рис. 13). Интерес к Арктике, вспыхнувший с новой силой на рубеже XX-XXI вв., связан с тем, что геологоразведка подтвердила колоссальные запасы при­ родных ресурсов (в том числе углеводородов) в этом регионе, а космиче­ ские наблюдения показали, что арктические льды тают и все эти богатства становятся более доступными. Главное "яблоко раздора" —континентальный арктический шельф. Предметом конфликта становятся природные ресурсы, возможные запасы углеводородов на дне океана. Комиссия ООН признала участки морского дня в районах Баренцева, Берингова и Охотского морей российским континентальным шельфом. Точные координаты внешних границ России должны быть определены после окончательного урегулирования вопросов о разграничении морских пространств с Норвегией, США и Японией. В Арктике сталкиваются интересы многих стран мира, и дальнейшее развитие событий может пойти по двум стратегическим сценариям: 1) силовой - давление на Россию со стороны стран НАТО; 2) мирный - урегулирование вопросов при активном участии не только арктических и приарктических государств, но и Китая, Японии, Индии, Южной Кореи и других стран, заинтересованных в освоении природных ресурсов Арктики и использовании трансконтинентальных морских и воз­ душных маршрутов. Не существует международных правовых документов, которые позволяли бы только странам, имеющим выход к Северному Ледовитому океану, раз­ делить все арктическое пространство, включая Северный полюс. Понимая, что при любом варианте "передела Арктики" США окажутся с наимень­ шей ее частью, Вашингтон склоняется к "интернационализации Арктики".

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz