4. Порцель, А. К. Международные отношения в Баренц-регионе (Мурманская область) : [учебное пособие по дисциплине «Международные отношения в Баренц-регионе» для специальности 030701.65 "Международные отношения"] / А. К. Порцель ; Федер. агентство по рыболовству, Федер. гос. бюджет. образоват. учреждение высш. проф. образования «Мурм. гос. техн. ун-т». - Мурманск : Издательство МГТУ, 2011. - 135 с. : ил., карты, портр.

экологии и человеческих контактов. И уже 25-27 сентября 1992 г. в Кир- кенесе прошла встреча экспертов, ученых, дипломатов по выработке кон­ цепции создания Баренцева региона. Вопросы для самопроверки 1. Охарактеризуйте основные этапы в развитии советско-скандинавских отношений в период "холодной войны". 2. Как строится работа Северного совета? 3. Что такое Северный Калотт? 4. Для чего создан Совет министров Северных стран? 5. В чем заключались "мурманские инициативы" М. С. Горбачева? 6. Какую роль сыграл в создании Совета БЕАР Т. Столтенберг? 4. СОЗДАНИЕ БАРЕНЦЕВА ЕВРО-АРКТИЧЕСКОГО РЕГИОНА 4.1. Киркенесская декларация (1993 г.) 11 января 1993 г. в Киркенесе в отеле "Рика Арктик" открылась конфе ренция представителей 14 государств и 7 губерний и саметинга (Саамского парламента, Норвегия). После протокольного фотографирования участни­ ков конференции ее официально открыл Т. Столтенберг. Его приветствен­ ная речь стала во многом программной для Баренцева процесса. Прежде всего норвежский министр предложил посмотреть на глобус не как обычно, а сверху. В этом случае Баренцев регион геополитически находится в центре по отношению к крупнейшим мировым державам, а Северный морской путь является самым коротким путем, соединяющим США, Европу и Японию. Относительно роли России Столтенберг заявил, что все "Баренцево сотрудничество строится вокруг оси Северная Европа - Россия"3. Касаясь конкретных возможностей развития сотрудничества в этом регионе, Столтенберг назвал рыболовство и нефтегазовый потенциал. К острейшим региональным проблемам он отнес экологическую ситуацию. Он также предложил продлить железную дорогу "Мурманск - Никель" до Киркенеса с выходом на европейскую железнодорожную сеть. В каче­ стве одной из важнейших целей "губернского этажа" сотрудничества была заявлена задача построения общей идентичности в регионе, опирающейся на богатое культурно-историческое наследие. 3Смирнов А. И. Мурманскийкоридор. Мурманск, 1998. С. 37.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz