4. Порцель, А. К. Международные отношения в Баренц-регионе (Мурманская область) : [учебное пособие по дисциплине «Международные отношения в Баренц-регионе» для специальности 030701.65 "Международные отношения"] / А. К. Порцель ; Федер. агентство по рыболовству, Федер. гос. бюджет. образоват. учреждение высш. проф. образования «Мурм. гос. техн. ун-т». - Мурманск : Издательство МГТУ, 2011. - 135 с. : ил., карты, портр.

В период перестройки и первые постсоветские годы контакты на Севере Европы стали нарастать. В 1992 г. был заключен договор о торгово- экономическом сотрудничестве Финляндии и России, где говорилось: ".. .стороны будут уделять особое внимание развитию сотрудничества между Финляндией и прилегающими к ней Мурманским, Карельским и Санкт- Петербургским регионами". 3.2. Северное сотрудничество Сотрудничество Северных стран имеет давнюю историю. Остановим­ ся на основных его вехах во второй половине XX в. В 1951 г. была основана Скандинавская авиатранспортная компания (САС, Scandinavian Airlines System, SAS). Это был важный пример практи­ ческого сотрудничества Скандинавских стран. В 1952 г. был основан Северный совет (Nordic Comcil) (приложение II, рис. 6). Он является органом межпарламентского сотрудничества стран Северной Европы. Это общий скандинавский парламент, но не прямой, а делегированный. Он состоит из 87 членов, представляющих пять стран (Норвегию, Данию, Швецию, Исландию, с 1956 г. - Финляндию) и три авто­ номные территории (с 1970 г. - Аландские и Фарерские острова, с 1984 г. - Гренландию). В Совет входят от Дании, Норвегии, Финляндии и Швеции по 20 членов, от Исландии - 7; при этом в датскую делегацию входят по два представителя Фарерских островов и Гренландии, в финскую - два представителя от Аландских островов. Руководящим органом Север­ ного совета является президиум, а общие сессии проводятся раз в год каж­ дую осень. В перерыве между ними организуются внеочередные сессии по вопросам особой важности. Текущая работа в Северном совете ведется непрерывно через постоянные комитеты и партийные группы. Северный совет не является надгосударственным органом, и его резолюции носят рекомендательный характер. Национальные правительства свободны в выборе: принимать эти рекомендации или нет. В 1962 г. была заключена Хельсинкская конвенция, которая установилаформы и сферыдеятельности Северного совета. В 1954 г. в Северных странах Европы были приняты общие правила свободного перемещения людей и трудовых ресурсов. Они, в частности, включали: - единые паспортные правила, общий рынок труда, унифицированную систему социальных гарантий в регионе; - региональную конвенцию об охране окружающей среды, единый экологический контроль продуктов;

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz