Порцель, А. К. Первая русская геологоразведочная экспедиция на Шпицберген // Ушаковские чтения : материалы I научно-практической межрегиональной краеведческой конференции памяти профессора И. Ф. Ушакова, 2-3 марта 2004 г. / Мурм. гос. пед. ун-т [и др]. – Мурманск, 2004. – С. 108-112.

А.К. Порцель ПЕРВАЯ РУССКАЯ ГЕОЛОГОРАЗВЕДОЧНАЯ ЭКСПЕДИЦИЯНАШПИЦБЕРГЕН На рубеже ХІХ-ХХ вв. усилилась международная активность в западном секторе Арктики. В связи с этим быстро возрастало геопо­ литическое значение Шпицбергена, который тогда еще никому не при­ надлежал. В материалах Особого совещания по топливу в 1916 г. отме­ чалось, что добыча угля на архипелаге имеет государственное значение: «Автономный угольный район для флота в глубоком тылу, независи­ мый от состояния внутреннего рынка и провозимоспособности же­ лезных дорог, с незамерзающим портом на Мурмане. Разгрузка во время войны железных дорог от необходимости доставки угля с Юга. Начало освобождения во время войны флота и северных портов от иностранного угля, а после войны - вытеснение заграничного угля также из портов Балтийского моря».121Кроме того, Шпицберген пред­ ставлял интерес и как база для флота при организации торгового мо­ реплавания из Сибири в Европу. Совет министров еще в 1910 г. отме­ чал: «Значение Шпицбергенских островов для России прежде всего стратегическое, так как существует предположение устроить военную гавань на Мурмане, находящемся всего в суточном переходе от архи­ пелага. Притом же, на Шпицбергене имеется уголь, пригодный для военных судов. Кроме того, не следует забывать, что остров находится на пути следования судов в устья сибирских рек, в виду чего представ­ лялось бы весьма важным с точки зрения русских торговых интересов не допускать преобладания на архипелаге какой-либо иностранной державы. Точно так же и в промышленном отношении Шпицберген, изобилующий рыбными и звериными промыслами, может предста­ вить серьезный интерес, хотя к сожалению, в настоящее время рус­ ские промышленники почти не появляются в названном архипелаге».122 (В данном тексте неясно, о какой военной гавани идет речь— ведь Алек- сандровск уже существовал в то время.) Топливная проблема серьезно встала на повестку дня для Коль­ ского полуострова в начале XX в. Сначала создание порта Александ- ровск (ныне город Полярный) в 1899 г. поставило вопрос о снабжении ут ем русских судов. Затем с 1915 г. строительство Мурманского порта и Мурманской железной дороги потребовало еще более увеличить завоз у т я на Кольский Север. Железная дорога с объемом перевозок этого топлива справиться тогда не могла. Необходимость создания надежной 108

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz