Порцель, А. К. Советско-норвежские контакты на Шпицбергене в довоенные годы: добрососедство или подозрительность? // Европейский Север в судьбе России. ХХ век (к 80-летию профессора А. А. Киселева) / Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т. – Мурманск, 2006. – С. 121-128.

не было возможности. Тогда компания “Стуре Ношке" согласилась продать советским шахтерам свой генератор со старой электростанции. Обращались за помощью и норвежцы. Так, советские строители поде­ лились с ними секретом изготовления кирпичей из местных материалов: шлак с электростанции смешивэпи с цементом и мелким бросовым угольным по­ рошком. За образцами кирпича приезжала делегация во главе с директором норвежского рудника. В 1941 г. в норвежской шахте № 2 в Лонгиербюене воз­ ник пожар. Для спасения сорока горняков не хватало противопожарных средств. Горняки Груманта поделились с норвежцами, чем смогли. “Русские собрали все, без чего они могли остаться в такой исключительно сложной об­ становке. У них было 50 противогазов, они дали сорок пять, “ - так говорил позднее Одд Лене, один из руководителей Полярного клуба, член редколле­ гии “Полярного ежегодника”.1 Но возникали и конфликтные ситуации. В 1931 г. директор норвежского рудника Э. Свердруп фактически отка­ зал в разгрузке парохода “Товарищ Сталин” у норвежских причалов. Он ста­ вил условием разгрузки, чтобы в обратный путь судно загрузили норвежским углем. Но советский пароход после аварии у острова не мог взять этот уголь, 0 чем норвежец был поставлен в известность. В итоге причал для разгрузки предоставила голландская компания. Позднее Э. Свердруп говорил М.И. Ев- зерову: “Забудем этот неудачный разговор и будем жить как добрые соседи, помогая друг другу при нужде.”2 Об аналогичном эпизоде вспоминает и Г.Я. Наливайко, который в 1931 руководил экспедицией, выполнявшей задание ВСНХ СССР по обследованию условий плавания и перевалки грузов с борта судна на берег Шпицбергена и обратно. Он пишет, что в ноябре 1931 г., когда пароход “А. Пушкин” разгружал­ ся в Ис-фиорде, разыгрался шторм. “Обстоятельства заставили искать укрытие в соседней, норвежской, бухте Адвент-бей, где можно было взять хлеб, пре­ сную воду и уголь, а также оставить невыгруженные песок, глину, часть пило­ материалов. В течение суток при свете луны, не сходившей с горизонта, и се­ верного сияния судно ходило по Ис-фиорду в ожидании разрешения на вход в иностранный порт. Наконец на следующие сутки разрешение было получено”.3 Иногда возникали и более серьезные конфликты. Так, например, обстояло дело с вопросом о работе советской радиостанции на Шпицбергене. Она была построена в 1931 г. у Грумант-Сити и первоначально предназначалась для ме­ теорологических исследований. Но власти Свальбарда выразили протест, счи­ тая, что эта станция мешает работе норвежских радистов. После обмена резки­ ми дипломатическими документами обе стороны смогли найти приемлемое ре­ шение: в 1933 г. советскую радиостанцию перенесли к Баренцбургу. Однако примеров подобных конфликтов в довоенный период было немного. Иностранцы часто посещали советские поселки на архипелаге. Можно выделить две группы таких посетителей. Первая группа - команды и пассажиры иностранных пароходов (не толь­ ко норвежских, но и испанских, латвийских и др.). «В каждую навигацию на 1Иванов Г. Указ соч.- С.146 2Евзеров М. И. Указ. соч.- С.31. 3 Наливайко Г.Я Первые рейсы советских судов на Шпицберген.// Летопись Севера Выпуск 5. - М.,1971-С. 153. 122

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz