Порцель, А. К. Советско-норвежские контакты на Шпицбергене в довоенные годы: добрососедство или подозрительность? // Европейский Север в судьбе России. ХХ век (к 80-летию профессора А. А. Киселева) / Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т. – Мурманск, 2006. – С. 121-128.
не было возможности. Тогда компания “Стуре Ношке" согласилась продать советским шахтерам свой генератор со старой электростанции. Обращались за помощью и норвежцы. Так, советские строители поде лились с ними секретом изготовления кирпичей из местных материалов: шлак с электростанции смешивэпи с цементом и мелким бросовым угольным по рошком. За образцами кирпича приезжала делегация во главе с директором норвежского рудника. В 1941 г. в норвежской шахте № 2 в Лонгиербюене воз ник пожар. Для спасения сорока горняков не хватало противопожарных средств. Горняки Груманта поделились с норвежцами, чем смогли. “Русские собрали все, без чего они могли остаться в такой исключительно сложной об становке. У них было 50 противогазов, они дали сорок пять, “ - так говорил позднее Одд Лене, один из руководителей Полярного клуба, член редколле гии “Полярного ежегодника”.1 Но возникали и конфликтные ситуации. В 1931 г. директор норвежского рудника Э. Свердруп фактически отка зал в разгрузке парохода “Товарищ Сталин” у норвежских причалов. Он ста вил условием разгрузки, чтобы в обратный путь судно загрузили норвежским углем. Но советский пароход после аварии у острова не мог взять этот уголь, 0 чем норвежец был поставлен в известность. В итоге причал для разгрузки предоставила голландская компания. Позднее Э. Свердруп говорил М.И. Ев- зерову: “Забудем этот неудачный разговор и будем жить как добрые соседи, помогая друг другу при нужде.”2 Об аналогичном эпизоде вспоминает и Г.Я. Наливайко, который в 1931 руководил экспедицией, выполнявшей задание ВСНХ СССР по обследованию условий плавания и перевалки грузов с борта судна на берег Шпицбергена и обратно. Он пишет, что в ноябре 1931 г., когда пароход “А. Пушкин” разгружал ся в Ис-фиорде, разыгрался шторм. “Обстоятельства заставили искать укрытие в соседней, норвежской, бухте Адвент-бей, где можно было взять хлеб, пре сную воду и уголь, а также оставить невыгруженные песок, глину, часть пило материалов. В течение суток при свете луны, не сходившей с горизонта, и се верного сияния судно ходило по Ис-фиорду в ожидании разрешения на вход в иностранный порт. Наконец на следующие сутки разрешение было получено”.3 Иногда возникали и более серьезные конфликты. Так, например, обстояло дело с вопросом о работе советской радиостанции на Шпицбергене. Она была построена в 1931 г. у Грумант-Сити и первоначально предназначалась для ме теорологических исследований. Но власти Свальбарда выразили протест, счи тая, что эта станция мешает работе норвежских радистов. После обмена резки ми дипломатическими документами обе стороны смогли найти приемлемое ре шение: в 1933 г. советскую радиостанцию перенесли к Баренцбургу. Однако примеров подобных конфликтов в довоенный период было немного. Иностранцы часто посещали советские поселки на архипелаге. Можно выделить две группы таких посетителей. Первая группа - команды и пассажиры иностранных пароходов (не толь ко норвежских, но и испанских, латвийских и др.). «В каждую навигацию на 1Иванов Г. Указ соч.- С.146 2Евзеров М. И. Указ. соч.- С.31. 3 Наливайко Г.Я Первые рейсы советских судов на Шпицберген.// Летопись Севера Выпуск 5. - М.,1971-С. 153. 122
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz