Порцель, А. К. Экономическое развитие Кольского полуострова в свете российско-норвежских отношений (1900-1940 гг.) : специальность 07.00.02 - Отечественная история : автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук / А. К. Порцель. - Мурманск, 2000. - 22 с. - На правах рукоп.
6 вопросы общего характера, историки этого периода не могли уделять должного внимания детализации процесса становления индустриального общества в крае. Поэтому и вопросы российско-норвежских экономиче ских контактов оказались затронуты ими лишь в малой степени. Исклю чение составили вопросы возрождения рыболовства в 20-е гг. В 90-е гг. книге М.И.Сухарева “Российско-норвежские отношения в XX веке”, на ряду с анализом общего состояния экономических связей России и Нор вегии, сделана попытка рассмотреть их применительно к Кольскому Се веру.1 После 1945 г. появились работы, затрагивающие вопросы о роли Шпицбергена в решении топливного обеспечения Русского Севера. В книге М.А.Ставницера “Русские на Шпицбергене”2 объектом исследова ния стали социально-экономические аспекты угледобычи на архипелаге. Сведения о норвежских шахтах Свальбарда содержатся в книге “Шахты на Шпицбергене”3, написанной коллективом профессиональных горня ков. В фундаментальном труде “История открытия и освоения Северного морского пути”, созданного усилиями М.И.Белова и Д.М.Пинхенсона4 среди других проблем исследованы и основные этапы становления отече ственной угледобычи на Шпицбергене. В сборнике статей “Полвека возле полюса”, посвященном работе треста “Арктикуголь”,5частично затронута история норвежской угледобычи на архипелаге и взаимоотношения меж ду советскими и норвежскими горняками. Отметим работы Л.В.Печурова,6 где поднята тема стратегического значения архипелага для СССР. Но все указанные авторы ставили задачу дать общую картину истории освоения Арктики. Поэтому ни вопросы взаимоотношений на шей страны с Норвегией по поводу добычи угля на архипелаге, ни значе ние этой угледобычи для экономики Кольского полуострова не нашли от ражения в их трудах. В 20-е гг. в связи с созданием колонизационного комбината Мур манской железной дороги на страницах журналов освещалась история колонизации Мурманского берега.7 Но глубоких исследований по этой теме в довоенный период не появилось. Позднее ее осветил в своих тру гогического института. Т.5.— Мурманск, 1964: Пятовский В.П. Великим Лениным вдохновленные. — Мурманск, 1974: его же. Преображенный Север. — Мурманск, 1974 и др. Сухарев М.И. Российско-норвежские отношения в XX веке / Материалы спецкурса по отечественной истории. — Мурманск, 1998. 2Ставницер МЛ. Русские на Шпицбергене. — М.-Л., 1948. 3Куликов И.О., Гусев Н.Д., Птицын Б.Г., Ульянидкий В.А. Шахты на Шпицбергене. — М., 1964. История открытия и освоения Северного морского пути. В 4-х тт. — Л., 1956—1969. Полвека возле полюса / Сб. воспоминаний ветеранов советских угольных рудников на Шпицбергене. Сост. ШириковВ.А. — Мурманск, 1983. Печуров Л.В. Шпицберген. — М., 1983; его же. Архипелаг Шпицберген: бои стратегического значения // Военно-исторический журнал. — 1995. № 1. Пахомов П. Пятый год колонизации Карело-Мурманского края // Карело-Мурманский край. — 1928, № 7 и др.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz