Порцель, А. К. Экономическое развитие Кольского полуострова в свете российско-норвежских отношений (1900-1940 гг.) : специальность 07.00.02 - Отечественная история : автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук / А. К. Порцель. - Мурманск, 2000. - 22 с. - На правах рукоп.

6 вопросы общего характера, историки этого периода не могли уделять должного внимания детализации процесса становления индустриального общества в крае. Поэтому и вопросы российско-норвежских экономиче­ ских контактов оказались затронуты ими лишь в малой степени. Исклю­ чение составили вопросы возрождения рыболовства в 20-е гг. В 90-е гг. книге М.И.Сухарева “Российско-норвежские отношения в XX веке”, на­ ряду с анализом общего состояния экономических связей России и Нор­ вегии, сделана попытка рассмотреть их применительно к Кольскому Се­ веру.1 После 1945 г. появились работы, затрагивающие вопросы о роли Шпицбергена в решении топливного обеспечения Русского Севера. В книге М.А.Ставницера “Русские на Шпицбергене”2 объектом исследова­ ния стали социально-экономические аспекты угледобычи на архипелаге. Сведения о норвежских шахтах Свальбарда содержатся в книге “Шахты на Шпицбергене”3, написанной коллективом профессиональных горня­ ков. В фундаментальном труде “История открытия и освоения Северного морского пути”, созданного усилиями М.И.Белова и Д.М.Пинхенсона4 среди других проблем исследованы и основные этапы становления отече­ ственной угледобычи на Шпицбергене. В сборнике статей “Полвека возле полюса”, посвященном работе треста “Арктикуголь”,5частично затронута история норвежской угледобычи на архипелаге и взаимоотношения меж­ ду советскими и норвежскими горняками. Отметим работы Л.В.Печурова,6 где поднята тема стратегического значения архипелага для СССР. Но все указанные авторы ставили задачу дать общую картину истории освоения Арктики. Поэтому ни вопросы взаимоотношений на­ шей страны с Норвегией по поводу добычи угля на архипелаге, ни значе­ ние этой угледобычи для экономики Кольского полуострова не нашли от­ ражения в их трудах. В 20-е гг. в связи с созданием колонизационного комбината Мур­ манской железной дороги на страницах журналов освещалась история колонизации Мурманского берега.7 Но глубоких исследований по этой теме в довоенный период не появилось. Позднее ее осветил в своих тру­ гогического института. Т.5.— Мурманск, 1964: Пятовский В.П. Великим Лениным вдохновленные. — Мурманск, 1974: его же. Преображенный Север. — Мурманск, 1974 и др. Сухарев М.И. Российско-норвежские отношения в XX веке / Материалы спецкурса по отечественной истории. — Мурманск, 1998. 2Ставницер МЛ. Русские на Шпицбергене. — М.-Л., 1948. 3Куликов И.О., Гусев Н.Д., Птицын Б.Г., Ульянидкий В.А. Шахты на Шпицбергене. — М., 1964. История открытия и освоения Северного морского пути. В 4-х тт. — Л., 1956—1969. Полвека возле полюса / Сб. воспоминаний ветеранов советских угольных рудников на Шпицбергене. Сост. ШириковВ.А. — Мурманск, 1983. Печуров Л.В. Шпицберген. — М., 1983; его же. Архипелаг Шпицберген: бои стратегического значения // Военно-исторический журнал. — 1995. № 1. Пахомов П. Пятый год колонизации Карело-Мурманского края // Карело-Мурманский край. — 1928, № 7 и др.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz