Порцель, А. К. Экономическое развитие Кольского полуострова в свете российско-норвежских отношений (1900-1940 гг.) : специальность 07.00.02 - Отечественная история : автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук / А. К. Порцель. - Мурманск, 2000. - 22 с. - На правах рукоп.

16 гом советские дипломаты увязывали с вопросом о признании норвежским правительством Советской республики. Вопрос был решен лишь в 1925 г. Второй параграф посвящен роли Шпицбергена в решении топлив­ ной проблемы Кольского полуострова в 20-е гг. Для Мурмана вопрос о снабжении топливом остро встал сразу же после окончания боевых дей­ ствий в 1920 г. Потребность предприятий края в угле постоянно возраста­ ла. Сначала проблему удавалось решить за счет импорта угля из Англии и Норвегии. Уже в 1921 г. прошли переговоры о закупке в Норвегии 15 тыс. т угля, из которых 8 тыс. т предназначались Мурману и Беломорью.1 В 20-х гг. уголь занимал второе—третье место среди грузов, поступавших в Мурманский порт.2 С 1925 г. уголь завозился сюда со Шпицбергена, где его добывала компания “Англо-Русский Грумант”, пайщиком которой был трест “Севе- ролес”. В том году весь добытый компанией уголь (21 тыс. т3) был закуп­ лен советскими представителями, С 1925 г. “Северолес” начал вести работу по переходу контрольного пакета акций в советскую собственность. Этот трест фактически выступал лишь прикрытием для высших хозяйственных органов, которые и решали вопросы, связанные с организацией отечественной добычи угля на архи­ пелаге.4 В 1928 г. на Шпицбергене по заданию правительства находилась экспедиция, изучавшая целесообразность перехода шахт “Англо-Русского Груманта” в советскую собственность. Норвежские власти не только не препятствовали ее работе, но и оказывали содействие. Третий параграф показывает становление советско-норвежской торговли на Кольском Севере. Она развивалась здесь в 20-е гг. в двух формах. Первая — торговые операции частных лиц и фирм. Вторая — официальные торговые связи на основе межправительственных догово­ ров. В период 1920 г. между Мурманском и Финнмарком уже шло ожив­ ленное морское судоходство.3 Торговые операции этого года показали, что простых норвежцев не смущает ни смена власти в России, ни отсутст­ вие официальных торговых договоренностей между правительствами двух стран. Они возобновили бартерные сделки с советскими кооперати­ вами. Это означало прорыв экономической блокады де-факто. На офици­ альном межправительственном уровне коммерческие связи были вос­ становлены в 1921 г. с подписанием Временного соглашения между Со­ 1Сорокин В.В. Значение советско-норвежских торговых переговоров для развития мурманских промы­ слов// Ученые записки МГПИ. Т.5. — Мурманск, 1964. — С.241. 2 Кашменский Н. Мурманский порт // Вестник Карело-Мурманского края. — 1925, № 11. — С.8; Его же. Мурманский порт в 1926/27 году // Карело-Мурманский край. — 1927, № 4. — С.28—29. История открытия и освоения Северного морского пути. Т.З. — JI., 1959. — С.324. 4ГААО. Ф.71 .Оп.1. Д.1625. Л.32; Там же. Д.2154. Л.88 ГАМ0.Ф.7.Оп. 1.Д.7.Л.1—41; Головин В.В. Таможенное дело на Мурмане.— Мурманск, 1999.— С.103.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz