Порцель, А. К. Советско-норвежская морская торговля на Севере в 20-е гг. // 1921 год в судьбах России и мира: от Гражданской войны к послевоенному миру и новым международным отношениям / М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т [и др]. – Мурманск, 2011. – С. 295-297.

Таблица Количество приходов судов загранплавания в Мурманский торговый порт Период Всего судов Из них советских Из них норвежских Других стран 1 января - 31 декабря 1922 г. 38 26 10 2 англ. 1 апреля 1923 г. - 1 апреля 1924 г. 39 17 12 6 герм., 4 англ. 1 января - 31 декабря 1924 г. 114 35 52 27 1 января-3 1 декабря 1925 г. 126 40 54 32 1 января - 31 декабря 1926 г. 98 26 46 26 1 октября 1926 г. - 1 октября 1927 г. 165 31 72 62 1 октября 1927 г. - 1 октября 1928 г. 108 25 53 30 по другим данным за 1927/28 г. 116 25 57 34 1 января - 31 декабря 1929 г. 143 49 42 52 По сравнению с досоветским периодом структура экспорта и импорта мало изме­ нилась. Вывозили за границу преимущественно сырье. Так, в 1925 г. было экспортиро­ вано через Мурманский порт хлебных грузов 19 064,76 т, «разных грузов» 205,61 т, ры­ бы 70,32 т. За период 1926-1927 гг. в экспортных грузах значатся хлеб, пшеница, просо, жмыхи, овес, льняное семя, камень, а также «разный и генеральный грузы». Все указан­ ные грузы, кроме рыбы, имели не мурманское происхождение, а шли транзитом из дру­ гих районов СССР. Завозили через Мурманск из-за границы в 20-е гг. в основном сырье и топливо. Так, в 1922/1923 хозяйственном году импортный груз распределился здесь следующим образом: хлопок - 59,4%, уголь - 21,6%, сельдь - 9,4%, селитра - 3,7%, рис - 1,6%, са­ хар - 1,1%, прочие грузы - 3,2% . В 1926 г. главными импортными грузами были: хло­ пок (43,5%), бумага (10%) и уголь (10,5%). В последующие годы, вплоть до начала пер­ вых пятилеток, картина мало изменялась: хотя перечень товаров расширился, но преоб­ ладание хлопка, угля и рыбы сохранялось. Уголь и рыба шли практически в полном объеме на удовлетворение местных нужд края. Но закупки норвежской рыбы постепенно сокращались. Так, в 1921 г. из Норвегии в северные регионы РСФСР было завезено 39 т сушеной трески и 6 719 пудов соленой рыбы, а в 1924 г. соответственно 2 т и 2 643,2 пуда. Основную роль в сокращении им­ порта норвежской рыбы сыграла работа Севгосрыбтреста, который быстро набирал экономическую силу. «Перед Севгосрыбтрестом стоит задача снабжения рынка Северо- Западной и Северо-Восточной областей рыбой своего лова и заготовки при постепен­ ном сокращении ввоза из Норвегии», - отмечалось в документах треста в 1925 г. Но сокращение закупок норвежской рыбы было одной из причин, по которой у жителей Финнмарка падал интерес к торговле с северными регионами СССР: рыба была основ­ ным товаром, который обеспечивал доходы жителей Северной Норвегии. В 20-е гг. просматривается и еще одна особенность норвежской морской торговли через советские северные порты: среди судов, приходивших в Архангельск и Мурманск под норвежским флагом, встречаются пароходы с ненорвежскими названиями («Ганза», «Рейн», «Францес», «Кармен», «Фигаро», «Оттава», «Наварра»), Среди них постоянно отмечались пароходы с русскими названиями. В 1924 г. под норвежским флагом зафик­ сированы в Мурманском порту пароходы «Двина», «Северолес», «Онега». В 1925 г. кроме этих судов как норвежское судно в Мурманске был также отмечен пароход «Кемь». В 1927 г. к ним добавились пароходы «Кереть», «Ковда», «Сорока». Эти суда с ненорвежскими названиями фрахтовались русско-норвежскими компаниями или при­ 296

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz