Попов, Г. П. Ногою твердой стать при море ... : штрихи к портрету Архангельского порта / Г. П. Попов. - Архангельск : Северо-Западное книжное издательство, 1992. - 349, [2] с. : ил.
же года губернатор отправил министру государствен ных имуществ докладную записку, где писал: «...Жите ли Соломбалы, которых по последнему счислению про стирается до 11 300 душ, не имеют земли для выгона своего скота и для разрабатывания огородов при своих домах». Губернатор просил разрешения, чтобы не засе ленное пространство Соломбальского острова было вы делено на заведение огородов, «подобно тому, как это сделано в Кронштадте и Петербурге» расположенным там командам36. Он просил наделить землей не только квартировавших здесь офицеров, но и «оседлых» жите лей. Вопрос решился не сразу, поскольку Повракульское сельское управление упорно отказывалось отдать часть своей выгонной земли Соломбальскому селению. И только настойчивые хлопоты капитана над портом П. Ф. Кузмищева помогли добиться результата. О роли Павла Федоровича в судьбе Адмиралтейской слободы стоит сказать особо. Вступив в должность, П. Ф. Куз мищев самое пристальное внимание уделил корабле строению и прежде всего — качеству корабельного леса. Он хорошо знал особенности каждой породы деревьев и все тонкости лесозаготовок. Любопытно, что забота о корабельном лесе досталась Павлу Федоровичу, можно сказать, по наследству. Так совпало, что отец его в бытность офицером флота — еще в XVIII веке — занимался заготовкой и сплавом строевого леса к Ар хангельскому порту. Большой знаток и любитель леса, Павел Федорович и в Соломбале, возле конторы над портом, создал зеленый уголок — сад, в котором собрал «все роды деревьев и кустарников, свойственных север ной полосе России». И у здания портовых мастерских впервые появились зеленые аллеи. Вообще вся територия Соломбальского адмиралтей ства при Кузмищевс преобразилась. Болотистые участ ки были засыпаны землей, обновили проезжую часть дорог, где нужно — устроили небольшие мосты. Над эллингами установили громоотводы, для Архангельска это была «новость небывалая». С 1846 года громоотво ды стали устанавливать и на строящихся кораблях, первым из них стал спущенный в том же году на воду корабль «Нарва». Громоотводы изготовлялись на шир- шинском заводе. Они состояли «из медной пластинки, шедшей от клотика брам-стеньги вниз по мачте в трюм корабля». 86
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz