Попов, Г. П. Ногою твердой стать при море ... : штрихи к портрету Архангельского порта / Г. П. Попов. - Архангельск : Северо-Западное книжное издательство, 1992. - 349, [2] с. : ил.

К началу XIX столетия условия труда на верфи бы­ ли в какой-то степени облегчены: с наступлением силь­ ных морозов работы на открытом воздухе прекраща­ лись; при подъеме тяжестей стали использовать краны, шпили и другие простейшие приспособления, но легким этот труд никогда нельзя было признать. Тяжелая работа накладывала отпечаток и на образ, жизни соломбальцев. Слобода тонула в грязи, а у ее жителей не было ни малейшей охоты к благоустройству. Вот одно из описаний Адмиралтейской слободы, датированное 1815 годом: «Внешнее устройство Солом- бальского селения в это время было в незавидном положении. Мосты через Курью — Никольский и Бес­ смертный и чрез Соломбалку — Прядильный, построен­ ные в давних годах, угрожали падением; тротуаров не было во всем селении. На проспектах и улицах стояла грязь невылазная»28. Поскольку сами жители порядка на улицах не наво­ дили, пришлось «власть употребить». Особенно энергич­ ные меры по наведению порядка в Соломбальском се­ лении предпринял контр-адмирал А. Ф. Клокачев. В 1825 году он приказал всем хозяевам домов «рыть подле оных канавы, устроив над ними деревянные мост­ ки», а полиции было предписано «озаботиться о водо­ проводных трубах, которые бы гнали скопившуюся в канавах воду прямо в речку Курыо»27. Одновременно продолжалась засыпка низких мест щепой и привози­ мым песчаным балластом. Но за канавами следили плохо, трубы засорялись, «будучи без поддержки», и скопившаяся вода была «обречена на гниение и разложение». С деревянными же мостовыми случилась и вовсе1 казусная история. Поскольку последние не раз я вл я ­ лись причиною возникновения пожаров в различных местах Российской империи, то в 1836 году последовало очередное царское «повеление» об уничтожении повсе­ местно деревянных мостков и настилов и строительстве взамен их каменных. В июне 1838 года соломбальский полицмейстер Ко­ тов доносил главному командиру порта, что «по вопро­ су об уничтожении деревянных мостовых как при к а ­ зенных зданиях, так и во дворах частных владельцев домов домохозяевам с подписками объявлено, и дере­ вянные мостовые, во дворах находящиеся, по силе воз­ можности приводятся к уничтожению. Причем солом- 80

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz