Попов, Г. П. Ногою твердой стать при море ... : штрихи к портрету Архангельского порта / Г. П. Попов. - Архангельск : Северо-Западное книжное издательство, 1992. - 349, [2] с. : ил.

место, вполне подтверждающее характер соломбаль­ ской почвы». С приближением весны соломбальских жителей и крестьян окрестных деревень, все службы адмиралтей­ ства волновал один вопрос — будет ли весеннее поло­ водье топить Соломбалу? Не раз вешние воды прино­ сили сюда множество бед, разрушая льдом почти все, что находилось на этих низменных островах. Портовые власти пытались бороться со стихийными силами природы — укрепляли речные берега, возводили на них земляные валы. На протяжении трех столетий всем коммерческим судам, приходящим в Архангельск, предписывалось иметь в своих трюмах земляной балласт, который и выгружали на двинской берег. Соломбальская полиция указывала самые низкие места в гавани и селении, куда эту землю свозили либо сами жители, либо она доставлялась «коштом судохозяев». Потом создали особую «балластную» артель, занимав­ шуюся развозкой привезенного грунта «на более низмен­ ные улицы и обывателям — для подъема своих дворовых мест»3. В состав артели входило до 60 человек. В одном из архивных дел мне встретилось такое утверждение: «Соломбальские жители не имеют под ногами, можно сказать, своей почвы, ибо почва Солом- балы состоит, как известно, из разнородных пластов песчаника, привозимого преимущественно на кораблях с берегов Немецкого моря и из других мест, и состав­ ляет, таким образом, чуждый элемент с природною поч­ вою»4. Полностью согласиться с таким мнением трудно, но есть в этом утверждении немалая доля истины. Самым мощным, «беспримерным в летописях порта», был весенний разлив Северной Двины 1811 года, когда уровень воды поднялся до 20 футов, то есть более 6 метров. Река вскрылась в ночь на 30 апреля, и целых пять дней безбрежные потоки бурлящей воды с шумом и ре ­ вом сносили все на своем пути. «...Напором льда и быстрым течением воды,— писал Огородников,— разнесло в адмиралтействе склады ко­ рабельных лесов, повредило мастерские и прочие з д а ­ ния так, что без капитального исправления обойтись уже было невозможно... Зимовавшие в реке Маймаксе и в других местах 42 иностранные и русские купеческие суда были выброшены далеко на берег, а некоторые 70

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz