Попов, Г. П. Ногою твердой стать при море ... : штрихи к портрету Архангельского порта / Г. П. Попов. - Архангельск : Северо-Западное книжное издательство, 1992. - 349, [2] с. : ил.
место, вполне подтверждающее характер соломбаль ской почвы». С приближением весны соломбальских жителей и крестьян окрестных деревень, все службы адмиралтей ства волновал один вопрос — будет ли весеннее поло водье топить Соломбалу? Не раз вешние воды прино сили сюда множество бед, разрушая льдом почти все, что находилось на этих низменных островах. Портовые власти пытались бороться со стихийными силами природы — укрепляли речные берега, возводили на них земляные валы. На протяжении трех столетий всем коммерческим судам, приходящим в Архангельск, предписывалось иметь в своих трюмах земляной балласт, который и выгружали на двинской берег. Соломбальская полиция указывала самые низкие места в гавани и селении, куда эту землю свозили либо сами жители, либо она доставлялась «коштом судохозяев». Потом создали особую «балластную» артель, занимав шуюся развозкой привезенного грунта «на более низмен ные улицы и обывателям — для подъема своих дворовых мест»3. В состав артели входило до 60 человек. В одном из архивных дел мне встретилось такое утверждение: «Соломбальские жители не имеют под ногами, можно сказать, своей почвы, ибо почва Солом- балы состоит, как известно, из разнородных пластов песчаника, привозимого преимущественно на кораблях с берегов Немецкого моря и из других мест, и состав ляет, таким образом, чуждый элемент с природною поч вою»4. Полностью согласиться с таким мнением трудно, но есть в этом утверждении немалая доля истины. Самым мощным, «беспримерным в летописях порта», был весенний разлив Северной Двины 1811 года, когда уровень воды поднялся до 20 футов, то есть более 6 метров. Река вскрылась в ночь на 30 апреля, и целых пять дней безбрежные потоки бурлящей воды с шумом и ре вом сносили все на своем пути. «...Напором льда и быстрым течением воды,— писал Огородников,— разнесло в адмиралтействе склады ко рабельных лесов, повредило мастерские и прочие з д а ния так, что без капитального исправления обойтись уже было невозможно... Зимовавшие в реке Маймаксе и в других местах 42 иностранные и русские купеческие суда были выброшены далеко на берег, а некоторые 70
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz