Попов, Г. П. Ногою твердой стать при море ... : штрихи к портрету Архангельского порта / Г. П. Попов. - Архангельск : Северо-Западное книжное издательство, 1992. - 349, [2] с. : ил.

свой канатный завод. Отныне его продукция не только удовлетворяла потребностям самой верфи, но и шла в продажу — при случае ее охотно покупали местные судовладельцы. В эти же годы были построены кузница, чертежная, такелажная, фонарная и прочие мастерские. Установлен корабельный кран, с помощью которого суда вооружались мачтами. На верфи стал работать прибывший из столицы компасный мастер. В Лапоминской гавани, в самом устье Северной Двины, оборудовали бухту для зимнего отстоя судов. В 1735 году «для охранения кораблей от нечаянного неприятельского нападения» на берегу Лапоминской га ­ вани в спешном порядке была сооружена артиллерий­ ская батарея в 25 орудий, а при ней тогда же построе­ ны «караульный дом и артиллерийский сарай»14. Весной того же года в Соломбале, на берегу Кузие- чихи, началось строительство здания управления порта, именовавшегося тогда конторой над портом. В отстро­ енном здании затем разместился и главный командир порта. Одновременно для «морских служителей» возво­ дились три деревянные казармы, каждая «о восьми по­ коях». У самой верфи нужда в жилых помещениях была огромной: штат ее к 1736 году насчитывал уже около 300 человек. В 1736 году по инициативе главного командира порта Мятлева, получившего к этому времени чин к а ­ питана 1 ранга, в Соломбальском адмиралтействе стали строить первый на Севере сухой док. Первым суд­ ном, которое было введено в этот док, стал гукор «Кроншлот», пришедший с Балтийского моря с повреж­ дениями корпуса, полученными во время жестокого- шторма, случившегося на переходе. Много хлопот портовой конторе доставляло ежегод­ ное ограждение судоходных фарватеров Северной Дви ­ ны, каждый — протяженностью в несколько десятков километров. Чтобы обезопасить плавание судов с на ­ ступлением осенних ночей, в качестве маячных огней использовали смоляные бочки, которые в темное время суток поджигали. Кроме этих огней, устанавливали створные береговые знаки, вехи и баканы. Бочками и створными знаками ограждались, начиная с 1734 года,, все три устья Северной Двины, а вехи ставились лишь от Лапоминки до Двинского бара и то только в тех слу­ чаях, когда ожидался приход с моря военных кораблей. Баканы ставились на главном фарватере и на баре. 66

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz