Попов, Г. П. Ногою твердой стать при море ... : штрихи к портрету Архангельского порта / Г. П. Попов. - Архангельск : Северо-Западное книжное издательство, 1992. - 349, [2] с. : ил.

Главным виновником торжества при спуске корабля на воду был корабельный мастер. Труд талантливого мастера всегда высоко оценивался, а в тс годы еще и весьма своеобразно: за благополучный спуск на воду корабля или фрегата мастерам выдавались кружки или стаканы серебряные, а за мелкие суда — сукно, от 8 до 10 аршин. Так было до 1735 года. Позднее вознаграж­ дение выдавалось в денежной сумме: за военный ко­ рабль по 3 рубля с каждой пушки, а за бомбардирские корабли, яхты, галеры, пакетботы и флейты, то есть более мелкие суда,— по 50 рублей за каждое. В начале XIX столетия корабельному мастеру выдавалось, как правило, «серебряное блюдо со следуемыми за спуск серебряными деньгами». В 1735 году Бредаля на посту главного командира порта сменил Мятлев. Благодаря его превосходным ор­ ганизаторским качествам и необычайной ответственно­ сти за порученное дело, кораблестроение в Архангельске стало быстро принимать размах. З а те пять лет, что Василий Алексеевич был в этой должности и заботился об обеспечении верфи всем необходимым, с ее стапелей сошли более десятка кораблей, фрегатов и прочих судов. Большинство военных кораблей тогда строились из одной лиственницы, но в окрестностях Архангельска ее к тому времени уже не осталось, а из отдаленных уез­ дов лес не всегда успевали доставлять вовремя. И в 1735 году, «по недоставленин лиственничного лесу», в наружную обшивку «дозволено было употребить сос­ новые доски». С предложением заменить лиственницу сосной выступил Ричард Козенц. Тогда же было решено в виде опыта построить один из фрегатов целиком из соснового леса. Но подводная часть корабля и в д аль ­ нейшем, как правило, набиралась все же из неподвер- женной гниению лиственницы. В первые годы Соломбальская верфь испытывала не­ хватку железных изделий. С целью приобрести их в Ярославскую губернию и другие места, «где гвозди вы­ делываются», контора капитана порта посылала нароч­ ных и наказывала им заготовлять не только гвозди, но и «прочие железные вещи». Полосовое железо еще при Петре I доставлялось в Архангельск с демидовских заводов. В 1733 году с Демидовым вновь был заключен контракт. Пеньку и пряжу поначалу привозили из Брянска и Малороссии, а к концу 1737 года на территории верфи был построен 3. Заказ 5774. 65

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz