Попов, Г. П. Ногою твердой стать при море ... : штрихи к портрету Архангельского порта / Г. П. Попов. - Архангельск : Северо-Западное книжное издательство, 1992. - 349, [2] с. : ил.

Курью8 без особых затруднений можно было бы заво ­ дить плоты с корабельным лесом и легко поднимать этот лес на невысокий и отлогий берег. Расположенные поблизости острова служили своего рода волнорезами, то есть уменьшали волнение на реке, что благоприятст­ вовало успешному спуску судов со стапелей. Единственным, но довольно существенным недостат­ ком Соломбалы было то, что при вскрытии Северной Двины низменный остров часто заливался водой. Но и тогда, по расчетам Козенца, больше чем на десять дней остановки в работах не должно было быть, и это обсто­ ятельство, по его мнению, «весьма вознаграждается другими, выше приведенными преимуществами». Взвесив все «за» и «против», Бредаль и его подчи­ ненные пришли к окончательному выводу: «...строение кораблей должно производиться в Соломбале, а не на' Быку», о чем и доложили высшему начальству «на ус­ мотрение и решение»9. Однако Воинская морская ко­ миссия колебалась в принятии окончательного решения и вновь запросила, нельзя ли все же устроить верфь- на берегу, который бы не затоплялся водою, а затем и. предписала: «...осмотреть, какой берег и грунт при реч­ ке Уйме, и нельзя ли там устроить верфь? И буде мож­ но, то промерить глубины Северной Двины от Уймы до Быка и решить — можно ли оттуда весною проводить корабли»10. Контора над портом, несмотря на позднюю осень — вторую половину ноября, приказала штурманам проме­ рить глубины на этом участке реки. Работы велись под наблюдением капитана над портом Мятлсва в очень сложных погодных условиях, однако приказ был выпол­ нен быстро. И с той же оперативностью в столицу были отправлены сведения о глубинах, течении и характере грунта на заданном участке реки, а также планы и сметы расходов на строительство верфей на Быку и в Соломбале, подкрепленные обстоятельным рапортом главного командира порта. Воинская морская комиссия, получив эти материа­ лы и все взвесив, в последний день декабря 1733 года приняла окончательное решение — строить верфь в Со­ ломбале, с тем, однако, условием, чтобы верфь «от всех мнимых опасностей как налучше возможно укреплена быть могла»11. Это решение было получено в Архан­ гельске в середине января 1734 года. 63

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz