Попов, Г. П. Ногою твердой стать при море ... : штрихи к портрету Архангельского порта / Г. П. Попов. - Архангельск : Северо-Западное книжное издательство, 1992. - 349, [2] с. : ил.
476 матросов «для построения судов и вообще для от правления службы». С большим трудом город разместил этих людей «по обывательским квартирам». В том же 1733 году с берегов Невы в Архангельск прибыл талантливый корабельный мастер Ричард Ко- зенц. Приготовления к постройке первых кораблей на но вой верфи выявили большие неудобства этой местности. К осени 1733 года, как отмечал П. Кузмищев, «...на Быку приготовлен был только фундамент под один 54- лушечный корабль, а под другой начат; эллингов же для спуску не сделано. Для этого, по высокости берега, надо было вынимать весьма много земли, так что на Соломбале фундаменты и эллинги скорее можно сде л а ть для двух кораблей, чем на Быку для одного»6. Это обстоятельство вынудило контору над Архан гельским портом вплотную заняться решением принци пиального вопроса: где все же строить казенную верфь? Где — на Быку или в Соломбале — удобнее и надежнее ■сооружать корабли и спускать их на воду? Контр-адмирал Бредаль потребовал от корабельных мастеров и других должностных лиц рапортов по этому вопросу. Единодушного мнения не было: у каждого мес та оказались свои преимущества и недостатки. Вначале создавалось впечатление, что строить ко рабли все же лучше на Быку — место там более высо кое, никогда пе затопляемое. Однако это преимущество оборачивалось и серьезным недостатком: для рытья к а нала от реки к эллингам «потребно было вынимать земли не меньше 16 фут., чтоб дойти только до гори зонта воды». Кроме того, как выяснилось при детальном изучении обстоятельств, течение Северной Двины в этом месте очень быстрое, оно постоянно подмывало берег, а это усложняло бы спуск судов на воду. Явной помехой были и мелководья на отрезке фарватера от Быка до Соломбалы. В рапортах прямо указывалось, что если корабли, построенные на Быку, «не будут по чему-либо тою же весною проведены до Соломбалы, то по убыли весенней воды провести их будет невозможно через банки между Мосеевом и Кег островами, где бы вает только 8 фут. глубины, и нужно ждать следующе го года»7. У Соломбалы же имелось, несколько важных преиму ществ: строить, спускать на воду, проводить корабли оттуда в море было удобнее. А в речки Соломбалку и 62
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz