Попов, Г. П. Ногою твердой стать при море ... : штрихи к портрету Архангельского порта / Г. П. Попов. - Архангельск : Северо-Западное книжное издательство, 1992. - 349, [2] с. : ил.

Он, осмотрев заброшенные соломбальские эллинги и верфь Никиты Крылова, не без колебаний, но отдал предпочтение последней, о чем и доложил рапортом в столицу. Яков Брандт, вернувшись в ноябре 1732 года в Ар­ хангельск после описи лесов, тоже принял участие в выборе места для будущей казенной верфи. И тоже пришел к выводу, что верфь лучше строить на Быку, «где от разлития вод и место безопасное». Однако ко­ рабельный подмастерье сделал оговорку: «...только для проводки кораблей потребны будут камели», то есть понтоны, при помощи которых суда проводят по мелко­ водью. Получив оба донесения, Воинская морская комиссия своим указом от 15 марта 1733 года предписала: «...для строения в Архангельске военных кораблей учредить верфь на месте, называемом Бык. Верфь окопать рвом и огородить палисадом. Внутри строить суда и иметь магазины, как показано на плане. В новое строение взять и употребить, что годится из старого, бывшего в Соломбале»4. Летом 1733 года капитан Клавер вымерял и описал судоходный фарватер и вычертил карту Северной Дви ­ ны от Архангельска «до свободного морского хода». (П. Кузмищев по этому поводу заметил: «Это была, кажется, первая русская карта устьев Северной Дви ­ ны»5) . Интересы государства требовали принятия реши­ тельных мер. Крыловская верфь, несмотря на отчаян­ ные протесты се хозяина, была передана в казенное ведомство, и в апреле 1733 года здесь начались подго­ товительные работы по закладке двух 54-пушечных ко­ раблей. Так было положено начало деятельности Ар­ хангельского в о е н н о г о порта. Его главным коман­ диром был назначен контр-адмирал П. Бредаль. Несколько ранее, 8 января 1733 года, последовал указ о назначении капитана 3-го ранга Мятлева на должность капитана над Архангельским портом. Н а зн а ­ чение это оказалось на редкость удачным, человек энергичный и инициативный, к тому же один из обра­ зованнейших офицеров флота, Василий Алексеевич Мятлев сделал много полезного для возобновления вер­ фи и обустройства сложного хозяйства порта. Летом того же года с кораблей Балтийской эскадры были сняты и пешим ходом отправлены в Архангельск 61

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz