Попов, Г. П. Ногою твердой стать при море ... : штрихи к портрету Архангельского порта / Г. П. Попов. - Архангельск : Северо-Западное книжное издательство, 1992. - 349, [2] с. : ил.
риться и потребовало от властей «привести в добрый порядок флоты и адмиралтейства». С этой целью в 1730 году указом Анны Иоанновны, вступившей в тот год на российский престол, была образована Воинская мор ская комиссия, имевшая в своем составе несколько авторитетных адмиралов — сподвижников Петра. Ко миссию возглавил вице-канцлер А. И. Остерман. Ей бы ли предоставлены широкие полномочия. Вот эта-то комиссия и вспомнила об Архангельске, о Соломбальском адмиралтействе и о растущей в гу бернских лесах лиственнице — прекрасном корабле строительном материале, который «весьма удобно было бы рубить и сплавлять... к Архангельску». Комиссия сочла целесообразным «строить из него 54-пушечные корабли на месте, где во времена императора Петра Великого существовала казенная корабельная верфь»2. Для изучения этого вопроса в Архангельск в 1732 го ду был направлен корабельный подмастерье Яков Брандт с четырьмя геодезистами. По приезде на Север они, не мешкая, приступили к описи лесов, годных для кораблестроения. Брандт добросовестно исполнил возложенные на него обязанности. Воинская морская комиссия, озна комившись с его донесением, убедилась что Архан гельская губерния действительно обладает в большом количестве корабельными толстомерными лесами, най денными им в уездах Кеврольском, Каргопольском, Устюжском и Двинском. После этого комиссия пришла к окончательному решению о возобновлении в Архан гельске казенной корабельной верфи3. Но тут возник во прос: где ее построить? От корабельных мастеров слыша ли в комиссии, что всем бы хороша Соломбала, да затоп ляет се весенний паводок, и что ни ледоход, то бойся, как бы все строения не уничтожил. Слышали в столице и о том, что на Двине уже начала работу частная верфь архангелогородского купца Н. С. Крылова. Р а з решение на ее строительство Никита Саввич получил еще в июле 1729 года. А в 32-м заложил здесь два пер вых судна: «Двину» и «Вологду». Верфь расположилась в урочище Бык и получила название Быковская (в Ар хангельске ее чаще звали Крыловской). Возможно, именно здесь целесообразнее начать и государственное кораблестроение? Принять правильное решение можно было только на месте. И Коммерц-коллегия отправила в Архангельск в конце 1732 года капитана Клавера. 60
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz