Попов, Г. П. Ногою твердой стать при море ... : штрихи к портрету Архангельского порта / Г. П. Попов. - Архангельск : Северо-Западное книжное издательство, 1992. - 349, [2] с. : ил.

Интенсивное строительство военных кораблей нача ­ лось в 1708 году. Отныне из Архангельска почти к аж ­ дый год несколько кораблей отправлялось для попол­ нения Балтийской эскадры. Не все они доходили до места назначения, иные гибли на переходе во время жестоких штормов, но те, что преодолевали длинный и трудный путь, укрепляли мощь создаваемого на Балти ­ ке русского военного флота, верой и правдой служили Отечеству. Корабли соломбальской постройки стали участника­ ми победных сражений Петра 1 на Балтике, и этим по праву можно гордиться. Более того — в этих сражениях участвовали и наши земляки-поморы, пополнявшие эки­ пажи построенных в Соломбале боевых кораблей. В ко­ роткие сроки они становились опытными матросами, ибо многие из них с юных лет бороздили северные мо­ р я — ходили на промыслы, а то и «в Дацку» или «в Норвегу» торговать. Одержав ряд убедительных побед на морс, Россия окончательно закрепилась на берегах Финского з али ­ ва — на исконных своих землях. Опасность нападения на столицу с моря уменьшилась. Это позволило Пет­ ру I направить значительные материальные и людские ресурсы на расширение невских верфей, в том числе и «партикулярных» — строивших торговые суда. Новая столица, имевшая прямой выход в Балтийское море, остро нуждалась в создании сильного как военного, так и торгового флота. И многие архангелогородские кора­ б е лы— мастера и плотники были переведены в Санкт- Петербург. По этой причине стали сокращаться объемы уже хорошо отлаженных работ Соломбальской верфи. В 1715 году в Архангельске полностью прекратилось и военное судостроение. В августе этого года на Балти ­ ку ушла под командованием капитана Ивана Сенявина последняя эскадра из четырех кораблей. Это были «Уриил», «Селафаил», «Ягудиил» и «Варахаил». С их доходом быстро опустела Соломбальская верфь, и почти на два десятилетия здесь поселилось унылое затишье. Шли годы. Морская торговля и судостроение в но­ вой столице крепли, набирали силу. Но последнее об­ ходилось небогатой русской казне чересчур дорого, по­ скольку своего корабельного леса на невских берегах не было, а доставка его издалека была весьма не де­ шевой. Д а и слава русского флота после смерти Петра I стала угасать. Морское ведомство не могло с этим сми­ 59

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz