Попов, Г. П. Ногою твердой стать при море ... : штрихи к портрету Архангельского порта / Г. П. Попов. - Архангельск : Северо-Западное книжное издательство, 1992. - 349, [2] с. : ил.

рую называли «чертежом морского хождения». По ра с ­ поряжению Петра на каждое судно назначали по три- четыре матроса из числа соломбальских мастеровых «для спознания морского ходу, корабельной оснастки и немецкого языка». Вслед за «Св. Павлом» со стапелей Соломбальской верфи были спущены сразу шесть кораблей. Все они были флейтами — парусными трехмачтовыми судами. Каждое судно снабжалось пушками, чтобы обезопасить плавание «от воров и разбойников». Годом рождения этих кораблей стал 1701-й, а «крестным отцом» — т а ­ лантливый и опытный организатор судостроительных работ Елизарий Елизарьевич Избрандт. Иностранные шкиперы, бывшие тогда в Архангельске, похвально ото­ звались о качестве построенных кораблей. С приездом Избрандта в Архангельск работы на Со­ ломбальской судоверфи приняли широкий размах. С ус­ тюжских и белозерских заводов сюда везли пушки и корабельное железо, с берегов Северной Д в и ны— ко­ рабельный лес... С утра до ночи в адмиралтействе сту­ чали топоры. Строителей торопили. И если случалась задержка, над крестьянскими спинами лихо свистела плеть, согнанных в Соломбалу «людишек» не жалели — решалось дело большой государственной важности. В короткие сроки — к 1702 году — здесь были построе­ ны не только более десятка кораблей, но и четыре э л ­ линга1. В следующем 1703 году произошло событие необы­ чайной значимости: волею Петра I в устье Невы был заложен новый город — Санкт-Петербург, и царь пред­ принял энергичные меры для развития здесь привозной и отпускной торговли. По этой причине заграничная торговля в Архангельске была принесена в жертву сто­ личной, отныне основной поток отечественных грузов, предназначенных к вывозу за границу, направлялся в молодой балтийский порт. Уменьшился объем торговли, и не стало на Севере той нужды в торговом флоте, какая была еще совсем недавно. В результате купеческое судостроение в Ар­ хангельске, набравшее было силу, стало приходить в упадок. А Соломбальская государственная верфь пере* ориентировалась на строительство военных кораблей, потребность в которых в связи с войной России со Шве­ цией была велика. 58

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz