Попов, Г. П. Ногою твердой стать при море ... : штрихи к портрету Архангельского порта / Г. П. Попов. - Архангельск : Северо-Западное книжное издательство, 1992. - 349, [2] с. : ил.
НА ПОЛЬЗУ ФЛОТА РОССИЙСКОГО Н а низменных и довольно пустынных бе регах Большого Соломбальского острова ______ летом 1693 года царило необычайное оживление. В торжественной обстановке здесь, на создаваемой волею и желанием Петра В е ли кого первой в России государственной верфи, происхо дила закладка судна, которому суждено было положить начало российскому торговому флоту. С этого времени архангельская Соломбала по праву стала называться колы белью отечественного судостроения. Спуском первого корабля на воду завершилась вто рая поездка Петра I на Север. По случаю рождения этого первенца царь устроил невиданный здесь доселе праздник. Впервые тишину Северной Двины огласил гром царских пушек, специально привезенных сюда из Москвы. Корабль нарекли «Св. Павел» и отправили в Голландию с казенным товаром: поташем, смолой, хлебом и лесом. На мачте судна был поднят морской торговый флаг. Поскольку своего к этому времени еще не было, использовали расцветку голландского флага, состоящую из трех цветов: красного, белого и синего, «перемешанных в обратном голландском флагу по рядке». Любопытно, что кормовые флаги первых судов име ли весьма значительные размеры: в длину они достига ли 13 аршин, то есть 9,25 метра. Корабли снабжались несложным штурманским инструментом и картой, кото
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz