Попов, Г. П. Ногою твердой стать при море ... : штрихи к портрету Архангельского порта / Г. П. Попов. - Архангельск : Северо-Западное книжное издательство, 1992. - 349, [2] с. : ил.

С 1600 по 1658 год торговля через Архангельск уве­ личилась по числу прибывших иностранных судов более чем в три раза. Некоторое сокращение судооборота пор­ та произошло в конце 60 — начале 70-х годов, что было вызвано отменой привилегий иноземным купцам, глав­ ным образом англичанам, которые до этого господст­ вовали в беломорской торговле7. «...Иноземцы, особливо англичане, платили русскому народу таким презрением, забылись до того, что прини­ мали дарованные преимущества, как должное, считали дозволенным всякие средства, ведущие к обогащению, лишь бы ослабить приютившее их государство и сделать берега его недоступными для кораблей других наро­ дов»8,— с горечью отмечал С. Ф. Огородников. В 1667 году русский царь (на престоле был отец Петра I Алексей Михайлович) ограничил иностранную торговлю с тем чтобы усилить отечественную: был из­ дан Новоторговый устав, который составили 94 статьи, из них 52 имели непосредственное отношение к торго­ вой деятельности Архангельска. Новоторговый устав, в частности, предписывал всем иностранным судам, следовавшим в Белое море, не ос­ танавливаться ни у каких селений, кроме Колы и Ар­ хангельска. Холмогорская таможня была упразднена, отныне досмотр судов производился на Архангельском городском рейде, да и сам этот досмотр ужесточился: за каждое нарушение таможенных правил («обряднос­ тей») товар подвергался конфискации. На взморье — в Березовском рукаве Северной Двины —• построили осо­ бую заставу (так называемые «шанцы»), где и оста­ навливались все идущие с моря суда для таможенного досмотра. Благодаря принятым мерам, ежегодный сбор таможенной пошлины с русских и иностранных судов, посещавших Архангельск, вскоре достиг огромной по тем временам суммы — 70 тысяч рублей в год (при этом всей пошлины от внешней торговли собиралось по стра­ не не более 100 тысяч рублей). Такова была роль север­ ного порта в укреплении финансового положения Рус­ ского государства. Значение Архангельского морского порта в судьбах России XVII века очень точно определил доктор исто­ рических наук, профессор Г. Г. Фруменков: «Не прибе­ гая к гиперболам, скажем — во внешней торговле до ­ петровской Руси Архангельск был первым городом, жемчужиной державы. Он сыграл видную роль в р а з ­ 55

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz