Попов, Г. П. Ногою твердой стать при море ... : штрихи к портрету Архангельского порта / Г. П. Попов. - Архангельск : Северо-Западное книжное издательство, 1992. - 349, [2] с. : ил.

Русская внешняя торговля через Белое море нача­ лась при исключительно благоприятных для англичан обстоятельствах: они вели ее беспошлинно; имели пра ­ во открывать в России торговые дома; им предоставля­ лись пристани не только в устье Северной Двины, но и в Холмогорах, Коле, Мезени, Печенге и других примор­ ских пунктах. Любопытно, что сам Ченслер, довольно основательно ознакомившийся с положением дел в Московском госу­ дарстве, откровенно писал в своих записках: «Если бы Россия только сознавала все свое могущество, никому бы с ней не совладать; теперь она подобна молодому коню, которого, несмотря на всю его силу, может обуз­ дать малый ребенок»3. В августе 1556 года от Никольской пристани отошли к родным берегам сразу четыре английских судиа. На «Эдуарде Бонавентура» вместе с Ченслсром и его сы­ ном в дальний путь отправился «посланником от царя Иоанна Васильевича» вологодский дворянин Осип Гри­ горьевич Непея со свитой из 16 человек, в числе кото­ рых находилось несколько московских купцов. В трю­ мах судна были тщательно уложены русские товары. В ноябре у берегов Шотландии «Эдуард Бонавенту­ ра» потерпел крушение. Ченслер с сыном погибли. Про­ пал почти весь груз. Но Осип Непея спасся, добрался до Лондона и был принят королем. Русский посланник сумел выполнить важное царское поручение, устанавли­ вавшее основы государственных отношений между обе­ ими странами. В том же году между Москвой и Лондо­ ном был подписан договор, и с этого времени англичане стали постоянными торговыми партнерами России. Дальнейшее расширение торговли с Англией Иван Гроз­ ный связывал с Балтикой, поскольку навигация в север­ ных морях была короткой, и это сдерживало торговые операции. Чтобы добиться поставленной цели, русский царь начал в 1558 году Ливонскую войну. Длившаяся четверть века, она так и не принесла России достиже­ ния намеченной цели. Единственным «окном в Европу» оставался Север, следовательно, надо было по-настоя- щему обустраивать его гавань. И царь принял решение обустроить в устье Северной Двины город-порт. Указ был «писан» 4 марта 1583 года, а к лету следую­ щего года у мыса Пур-Наволок было закончено соору­ жение пристани, а затем и «амбариев», в которые по зимнему тракту завезли предназначенные к загранич­ 53

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz