Попов, Г. П. Ногою твердой стать при море ... : штрихи к портрету Архангельского порта / Г. П. Попов. - Архангельск : Северо-Западное книжное издательство, 1992. - 349, [2] с. : ил.

послом английского короля, было доложено в Холмого- ры, а затем и в Москву — Ивану Грозному. А вскоре в столице появился сам Ченслер, и был «ласково при­ нят» царем. После официальных переговоров Ченслеру была выдана грамота на имя короля Эдуарда VI, зало ­ жившая основы торговых связей между Россией и Анг­ лией. «Этой грамотой,— писал русский академик И. Г а ­ мель,— английские купцы охотно допускаются в Россию и уполномочиваются вести торговлю с полной свобо­ дой»1. Весной 1554 года Ченслер вернулся в Неноксу, и как только Белое море очистилось ото льда, отправился на корабле в свое отечество. «Этот неожиданный даже для самих англичан при­ ход в Двинскую губу,— писал С. Огородников,— совер­ шенно случайный сам по себе, и составил то событие... которое действительно было благотворно для тогдаш­ ней России. Оно было оценено Московским правительст­ вом тогда же, и его радость станет понятною, когда вспомним, что благодаря этому счастливому случаю оно получило теперь полную возможность завязать торговые сношения с западною Европою, именно через Белое мо­ ре, единственное, которым оно располагало в стороне от ревнивых соседей — шведов, ливонцев, литовцев и поля­ ков, недружелюбно смотревших вообще на желание России стать в более близкие отношения с народами З ап ад а»2. В 1555 году на том же судне Ченслер вновь пришел в Белое морс, на этот раз имея на борту не только груз, но и нескольких английских купцов. Подойдя к Николо-Корельскому монастырю, распо­ ложенному на берегу Никольского рукава Северной Двины, англичане облюбовали небольшую удобную бухту острова Ягры, построили здесь пристань, в д а л ь ­ нейшем получившую название Никольской, и помеще­ ния для хранения привезенных товаров. Защищенный от ветров небольшой залив Ченслер назвал рейдом свя­ того Николая, а остров Ягры — Розовым из-за обилия цветущего там шиповника. Привезенные товары перегружались здесь на речные суда и под проводкой местных крестьян, хорошо знав­ ших «судовой ход» Северной Двины, доставлялись в Холмогоры, бывшие тогда административным центром Двинской области, а затем перевозились в Москву. 52

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz