Попов, Г. П. Ногою твердой стать при море ... : штрихи к портрету Архангельского порта / Г. П. Попов. - Архангельск : Северо-Западное книжное издательство, 1992. - 349, [2] с. : ил.

тальная касса, по проверке мною, оказалась верной»44. Особо хочется сказать о начальнике Беломорского лоцманского округа генерал-майоре корпуса флотских штурманов Константине Ивановиче Престине. С 1887 года, после окончания технического морского училища в Кронштадте, он служил на Севере и чем только не занимался в первые двадцать лет своей службы на Се­ вере: проводил гидрографические работы в Белом море, возглавлял Сумский мореходный класс, командовал во­ енным транспортом «Лейтенант Скуратов», состоял штатным преподавателем Архангельского торгово-море­ ходного училища — и везде оставил о себе добрую па ­ мять. В январе 1909 года К- И. Престин приказом по Мор ­ скому ведомству был назначен лоц-командиром Обще­ ства архангельских лоцманов, где проработал сравни­ тельно недолго, передав дела офицеру-штурману Оли- заровскому. В годы первой мировой войны он возглавлял Архан­ гельское торгово-мореходное училище, одновременно исполняя обязанности начальника Беломорского лоц­ манского округа. В это трудное время Константин И в а ­ нович особое внимание уделял архангельским лоцма ­ нам, работавшим в исключительно сложной обстановке. Весной 1920 года, вскоре после изгнания интервен­ тов и белогвардейцев, Константин Иванович Престин, бывший царский генерал, был единогласно избран (вы­ боры были тайными) первым начальником Архангель­ ского техникума водного транспорта. Один этот приме­ чательный факт говорит о многом и прежде всего — о безупречном авторитете Престина среди моряков. Четы­ ре года он работал в этой должности, а затем, уже в преклонном возрасте, продолжал читать штурманские дисциплины. Это был прекрасный педагог. Такую оцен­ ку мне не раз приходилось слышать от бывших его уче­ ников, известных на Севере капитанов — Ф. Рынцына, Я- Глазачева, В. Глотова, Б. Ушакова и многих других. Сорок пять лет Константин Иванович верно служил ин­ тересам морского дела на Севере — на всех постах, где довелось ему работать. История лоцманской службы в предвоенное время, труднейшие годы Великой Отечественной войны и после нее, на мой взгляд,— тема особого исследования. Исто­ рики назовут немало имен, вписавших славные страни­ цы в биографию этой старейшей в стране портовой служ- 48

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz