Попов, Г. П. Ногою твердой стать при море ... : штрихи к портрету Архангельского порта / Г. П. Попов. - Архангельск : Северо-Западное книжное издательство, 1992. - 349, [2] с. : ил.

личество людей. Все три вахты сменялись еженедельно в определенной последовательности. Во время весенней и осенней распутицы лоцманские ученики помимо основных своих обязанностей исполня­ ли своеобразную повинность: дежурили на спасательных станциях. В течение многих лет городское отделение Общества спасания на водах открывало три спасатель­ ных поста — в районе нынешней улицы Урицкого, у оживленной переправы на левый берег к железнодорож­ ному вокзалу; в Кузнечихе (весной, до того времени, пока не заканчивалась установка наплавного моста из города в Соломбалу) и у Соломбальской лоцманской станции — на набережной Северной Двины, носящей ныне имя Г. Я. Седова. Каждый пост снабжался спаса­ тельной шлюпкой со всеми необходимыми принадлеж­ ностями. Гребцами на эти шлюпки и назначались лоц­ манские ученики — по три человека на каждый пост. На постах для них были выстроены небольшие домики «с отоплением и освещением». По свидетельству совре­ менников, лоцманские ученики к этим своим обязанно­ стям относились серьезно и не раз оказывали помощь людям, терпевшим бедствие при переправах. В том же отчете Н. А. Олизаровского содержатся сведения о том, что к 1913 году лоцманская артель имела свои небольшие суда: парусно-моторный бот «Буй», построенный в 1911 году, и моторную шлюпку «Лоцман» постройки того же года. Артель располагала т акже 13 парусно-весельными судами — карбасами и шлюпками. Общество имело два двухэтажных деревянных дома в Соломбале. В одном размещались контора и лоцман­ ская станция, в другом — лоцмейстерское училище с квартирой лоц-командира. Кроме того, на острове Мудыог был построен одноэтажный дом с высокой мач ­ той, на которой поднимались флажковые сигналы, по­ казывающие высоту воды в судоходном канале42. Первая мировая война чрезвычайно усложнила р а ­ боту лоцманов. Для того чтобы немецкие военные ко­ рабли не могли воспользоваться входным фарватером, почти все вехи, ограждавшие главный судовой ход, бы­ ли сняты. А при входе с моря в канал установили «ма­ лые вешки» и те без флажков. И в этих условиях лоц­ маны работали необычайно много. Достаточно сказать, что только за навигацию 1916 года они осуществили 2148 проводок судов как в порт, так и обратно. Мор- 46

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz