Попов, Г. П. Ногою твердой стать при море ... : штрихи к портрету Архангельского порта / Г. П. Попов. - Архангельск : Северо-Западное книжное издательство, 1992. - 349, [2] с. : ил.

А вот другая их просьба была исполнена. В марте 1911 года лоцманы на своем сходе обратились к лоц- командиру со следующим: «Деревни, в которых распо­ ложены частные лоцманские строения, не имеют ника­ ких противопожарных средств и, благодаря этому, при скученности деревенских построек каждый пожар там грозит уничтожением целой деревни. Такой именно слу­ чай и был, например, в 1904 году, когда выгорела де­ ревня Залохотская, причем в огне погибло все имуще­ ство 8 лоцманских семей»40. Лоцманы отмечали, что им желательно приобрести ручные пожарные помпы, «не особенно громоздкие», которые можно было бы доставить лошадьми к месту пожара. По их расчетам, им требовалось четыре таких аппарата. Просьба оказалась достаточно серьезной, да и на деньги лоцманское Общество на сей раз не поскупи­ лось, и дело решилось без лишних проволочек. В том же году под крышей уже стояли новенькие, поблески­ вавшие красной краской и начищенной медью четыре ручные пожарные помпы. Среди архивных документов сохранился отчет лоц- командира Н. А. Олизаровского за 1913 год. Из него следует, что накануне первой мировой войны в Архан­ гельском морском порту насчитывалось 20 лоцманов 1-го разряда и столько же 2-го, а также 14 учеников. Обязанности лоцманского старосты исполнял Иван Котцов — опытный лоцман, человек выдержанный, рас­ судительный, пользовавшийся всеобщим уважением. «...Кроме того,— указывалось в отчете,— в Обществе несут службу по вольному найму: письмоводитель, врач, фельдшер, два учителя, преподаватель английского я зы ­ ка (последние трое — в лоцмейстерском училище.— Г. П .), монтер, дворник, 3 сторожа и 10 гребцов — только на время навигации»41. Личный состав распределялся следующим образом. Лоцманы и ученики были разделены на три вахты, по 17— 18 человек в каждой. Одна вахта находилась на лоцманской станции в Соломбале, другая — на Северо­ двинском плавучем маяке, а третья — «за рекой, на своих квартирах». Первые две вахты занимались «приводом, выводом и переводом судов», а третья считалась запасной, сле­ дила за вехами, промеряла фарватер и в случае недос­ татка лоцманов на станции выделяла необходимое ко­ 45

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz