Попов, Г. П. Ногою твердой стать при море ... : штрихи к портрету Архангельского порта / Г. П. Попов. - Архангельск : Северо-Западное книжное издательство, 1992. - 349, [2] с. : ил.

Через 26 лет, летом 1907 года, его сменил другой плавучий маяк, построенный Ревельским (Таллиннским) судостроительным заводом. Это было судно, имевшее железный корпус, паровую машину, электрическое осве­ щение и — что особенно важно — определенный комфорт бытовых условий. Во время навигаций на его борту постоянно находилась вахта лоцманов, готовых в лю­ бое время суток приступить к проводке судов. С на­ ступлением ледостава плавмаяк уходил на зимнюю сто­ янку, как правило, в Лапоминскую гавань. Необычно долгой для судов оказалась жизнь этого маяка. Лишь в середине 60-х годов Северо-Двинский плавучий маяк, памятный нескольким поколениям моряков, был списан из-за ветхости. С той поры его функции стало исполнять небольшое судно, поставленное на ту же якорную стоянку. В штормовую погоду ветер болтает эго суде­ нышко с неистовой силой, приходится лоцманской вахте сниматься с якоря и идти под прикрытие Мудыогского острова. И о комфорте, который был в начале века, ны­ нешним вахтенным лоцманам, к сожалению, остается только мечтать... Но вернемся в 1900 год и вновь обратимся к Уставу. Его 15-й параграф предписывал: «На лоцманских стан­ циях и на судах Общества поднимается лоцманский флаг; такой же флаг малого размера пришивается к па ­ русам лоцманских выездных карбасов и, кроме того, посредине паруса должна быть продольная красная по­ лоса и крупно написанный нумер карбаса. На карбасах, идущих под веслами, лоцманский флаг выставляется на кормовом флагштоке». Читая эти строки, подумал: сколь быстро и легко мы расстались в свое время с элементами морской а т ­ рибутики и символами, которые так естественно вписы­ вались в жизнь большого портового города. Как-то уже позабылось, что имелся особый портовый флаг, всегда развевавшийся над зданием конторы начальника мор­ ского торгового порта. Над зданием лоцманской стан­ ции реял свой оригинальный лоцманский флаг, пред­ ставлявший собою белое полотнище, рассеченное по вертикали и горизонтали на четыре равные части голу­ бым крестом. В верхней левой четверти помещалось изображение картушки магнитного компаса, а под нею, в левой нижней четверти,— буква «А», означавшая при­ писку лоцманов к Архангельскому порту. Такой же фла г поднимался и на лоцманских судах. 40

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz