Попов, Г. П. Ногою твердой стать при море ... : штрихи к портрету Архангельского порта / Г. П. Попов. - Архангельск : Северо-Западное книжное издательство, 1992. - 349, [2] с. : ил.

В 1914 году программа учебного заведения вновь была расширена — до объема курса, необходимого для получения звания штурмана малого плавания. Сделано это было с той целью, чтобы лоцманские ученики, ус­ пешно окончившие курс, могли поступить в Архангель­ ское торгово-мореходное училище. Одновременно такая мера повышала уровень общей морской подготовки бу­ дущих лоцманов. Но —■началась первая мировая война. В городе обострилось положение с продовольствием. Многие родители стали забирать детей из училища, пристраивать их на какую-либо работу. И процветавшее недавно учебное заведение стало пустеть. Летом 1918 года Архангельск захватили интервенты и белогвардей­ цы, в условиях оккупации было уже не до учебы. Осе­ нью того же года в лоцмейстерском училище числились всего лишь два лоцманских ученика 1-го разряда — Александр и Иван Урпины. Вскоре училище было з а ­ крыто и на этот раз окончательно. Ну а что же сама лоцманская артель? Начало но­ вого столетия внесло и в ее жизнь некоторые новшества. В апреле 1900 года управляющий Морским министер­ ством вице-адмирал П. Тыртов утвердил «Устав Обще­ ства Архангельских лоцманов». Так, спустя три столе­ тия, старейшая лоцманская артель России наконец-то стала иметь юридический документ, четко регламенти­ рующий все стороны жизни и деятельности архангель­ ских лоцманов. Этим документом, в частности, в Архангельском пор­ ту учреждались две лоцманские станции: одна — в Со­ ломбале, а другая — на плавучем Северо-Двинском ма ­ яке, стоявшем в летнее время на якоре около острова Мудыог. О последней хочется сказать чуть подробнее. Этот плавучий маяк был построен в Архангельске по ходатайству группы поморских судовладельцев в 1881 году. Тогда же спущен на воду. Деревянный корпус судна был обшит для прочности листами желтой меди. С началом навигации плавучий маяк вставал на якорь в строго определенной точке моря, которая наносилась на все штурманские карты. Якорная стоянка судна р а с ­ полагалась на взморье, перед мелководным Березовым баром у приемного буя, откуда начинался судоходный путь, ведущий к причалам Архангельского порта. Н а ли ­ чие плавучего маяка значительно облегчало идущим с моря судам поиск входа в жеданный фарватер. 39

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz