Попов, Г. П. Ногою твердой стать при море ... : штрихи к портрету Архангельского порта / Г. П. Попов. - Архангельск : Северо-Западное книжное издательство, 1992. - 349, [2] с. : ил.

мандиру: «...уничтожено до последней крестьянской постройки все это селение, в том числе и дом, где по­ мещалось вверенное мне училище»30. И тем не менее Шошину, а также нескольким ученикам и лоцману Его­ рову, прибежавшим к зданию училища, школьное иму­ щество удалось спасти. Нужно отметить благородный поступок самого Шошина: во имя спасения школьного имущества он оставил собственный дом и тот тоже сго­ рел до основания. На состоявшемся тогда же сходе лоцманы выделили деньги на постройку нового здания училища. Построили его быстро в тех же Ильиных Песках, и 10 ноября 1901 года в новом просторном доме вновь начались занятия. В 1905 году было решено перевести лоцманское учи­ лище в Соломбалу, туда, где находилась лоцманская станция во главе с лоц-командиром и все подсобные службы — это было удобно во всех отношениях. Тогда же на набережной Северной Двины для него был пост­ роен двухэтажный дом, куда училище перебралось на сей раз окончательно. В июле 1906 года учебное заведение было преобра­ зовано в лоцмейстерское училище, где большое внима­ ние уделялось изучению навигационной обстановки в порту и правилам обвехования фарватера31, а также изучению приметных береговых ориентиров, по которым лоцманы ориентируются при проводке судов. Яков Гри­ горьевич Шошин к этому времени уволился на пенсию. Училище возглавил капитан 1 разряда Александр Л а ­ рионов. Учебное заведение прочно становилось на ноги, появилась в нем и своя библиотека, насчитывавшая около 1000 к н и г— количество по тому времени внуши­ тельное. В декабре 1906 года портовое начальство проверяло лоцмейстерское училище и отметило хорошую работу немногочисленного педагогического персонала, а также хорошую обеспеченность училища учебными пособиями. В акте, в частности, говорилось: «Училище снабжено значительным количеством книг, преимущественно мор­ ского содержания, атласами, картами, компасом, боль­ шим глобусом, чертежными инструментами и прочим инвентарем, находящимся в превосходном состоянии. Помещение школы хорошо освещено и поддерживается в надлежащей чистоте. Она составляет гордость лоц­ манского общества»32. 38

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz