Попов, Г. П. Ногою твердой стать при море ... : штрихи к портрету Архангельского порта / Г. П. Попов. - Архангельск : Северо-Западное книжное издательство, 1992. - 349, [2] с. : ил.

необходимым отложить до времени восстановления их более благоприятных финансовых средств». Прошло еще 15 лет. В марте 1895 года министр на ­ родного просвещения граф Делянов запросил архан ­ гельского губернатора, «представляется ли необходи­ мым в настоящее время давать движение изъясненному ходатайству?» При этом министр ссылался на приговор лоцманов 22-летней давности — от 1873 года! Как тут не вспомнить о застарелой российской бюрократической машине, отголоски которой и сегодня дают о себе знать... Директор маяков и лоции Белого моря полковник П. Васильев, которому поручалось выяснение этого во­ проса, дал такой ответ: «...По статье 11-й Высочайше утвержденного 1 мая 1890 года положения о морских лоцманах от поступающих в лоцманы не требуется зна ­ ние мореходных наук по роду их промысла вследствие того, что проводка судов производится лоцманами не морским путем, а только в пределах фарватера, от бара к порту и обратно; но если кто из членов лоцманского общества пожелает получить специальное звание на право занятия мореходством, то такие лица могут под­ готовиться к этой деятельности путем приобретения необходимых для сего научных познаний в Архангель­ ских шкиперских курсах в Соломбале, находящихся вблизи лоцманских поселений... И поэтому Общество отказывается от преобразования своей лоцманской школы в мореходный класс»29. К концу XIX столетия отношение к учебе лоцман­ ских учеников стало меняться в лучшую сторону. Практика лоцманской работы подсказывала, что одной грамотности и знания языка отныне уже недостаточно. И вот в декабре 1900 года в деревне Ильины Пески, лежащей на берегу Маймаксанского рукава Северной Двины, в доме крестьянина Звягина открылось лоцман­ ское училище. В училище принимались лоцманские дети, уже окон­ чившие курс двухклассного городского училища «или равного ему сельского». Здесь преподавали навигацию, лоцию, английский язык, морскую практику. Училище возглавил преподаватель Я. Г. Шошин, опытный педа­ гог с 25-летним стажем. В конце первого учебного года случилась беда:: в ночь на 22 мая 1901 года вспыхнул пожар, ра здувае ­ мый сильным ветром. Шошин доносил 30 мая лоц-ко- 37

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz