Попов, Г. П. Ногою твердой стать при море ... : штрихи к портрету Архангельского порта / Г. П. Попов. - Архангельск : Северо-Западное книжное издательство, 1992. - 349, [2] с. : ил.

С. Огородникова, на каждого лоцмана, «как на лицо, живущее в достатке, которому извинительно посему и выпить лишнее, но подражать которому в деле пьянства крайне убыточно»25. Ярый пропагандист здорового, трезвого образа жи з ­ ни П. Ф. Кузмищев сознавал, что общая культура лоц­ манов будет тем выше, чем выше уровень их образован­ ности. Его заботами в 40-е годы прошлого столетия в Пустоши, в доме лоцманской вдовы, была открыта лоцманская школа, численный состав которой поначалу был невелик. И сама школа по открытии была бедна. Она имела только «столы, пустой шкаф для учебных пособий, чертежную доску и голые стены». Принима­ лись в эту школу и дети, и взрослые. В одном классе сидели рядом ученики от 9 до 23 лет. Учитель был один. Он преподавал арифметику, обучал грамматике и ино­ странному языку. Надо заметить, что лоцманы встрети­ ли новшество настороженно, уж больно молод пока зал ­ ся им учитель. Но Павел Федорович устроил ему пуб­ личный экзамен и убедительно доказал, что молодость в сочетании с превосходными знаниями — достоинство. Хотите, чтобы ваши дети были столь же грамотны,— учите их! И — «лед тронулся», лоцманы повели своих детей в школу, и сами сели за парты. В 50-е годы, по-видимому в силу каких-то жит ей ­ ских обстоятельств, школа была переведена в деревню Кавкалу, что видно из донесения лоц-капитана, флот­ ского офицера Козобина. 7 декабря 1854 года он сооб­ щал: «По просьбе родителей-лоцманов для обучения детей их грамоте сделано не постоянное училище, а избрана в деревне Кавкале изба, в которую зимою, и в особен­ ности в великий пост, собираются лоцманские сыновья учиться читать по азбуке, писать с прописей и вытвер­ живать ежедневно читаемые молитвы. Надзор за успехами в ученье и за нравственностью учащихся по званию лоц-капитана лежит на мне, а для ежедневного и без выходного занятия с детями, равно постоянного присмотра за ними определен грамотный лоцманский сын. В настоящее время приходящих обу­ чаться грамоте не более 20 человек, с уменьшением же их до 10 занятия с лоцманскими детьми прекраща ­ ются»26. Такое положение школы — отсутствие профессио­ нального учителя и резкое сужение программы — не 2 * 35

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz