Попов, Г. П. Ногою твердой стать при море ... : штрихи к портрету Архангельского порта / Г. П. Попов. - Архангельск : Северо-Западное книжное издательство, 1992. - 349, [2] с. : ил.

КАМЕРГЕР — в России в XIX в. почетное придворное звание. КАМЕР-ЮНКЕР — низшее придворное звание. КАПИТАН-КОМАНДОР — воинское звание, промежуточное м еж ду капитаном 1 ранга и контр-адмиралом. К АРБАС— небольшое промысловое и транспортное парусно- гребное судно грузоподъемностью от 3 до 120 тонн. Беспалубное, с острыми оконечностями (по образцу норвежских ёл). Обладает хорошими мореходными качествами. КАТ — грузовое трехмачтовое судно. КИЛЬ-Л1IXTEP — несамоходное судно, на носу которого уста­ навливается стрела или иное подъемное устройство. Используется дли подъема из воды затонувших предметов, установки мачт и т. д. КЛИПЕР — быстроходное морское парусное трехмачтовое судно. КОЛЛЕЖСКИЙ АСЕССОР — гражданский чин, соответствовав­ ший до 1884 г. чину майора в военной службе, позднее — капитана. КОЛЛЕЖСКИЙ СОВЕТНИК— и XVIII в. гражданский чин, соответствовал чину полковника, в XIX в. чин превращен в титул, который получали чиновники «по выслуге лет». КОРМЩИК — руководитель промысловой артели, ответственный за се работу и за безопасность судна иа промысле; рулевой, пли кормчий. КОЧ — парусно-гребное промысловое судно. Плоскодонное, о д ­ нопалубное с приподнятыми оконечностями. Оснащалось одной-тре- мя мачтами, веслами и навесным рулем. При попутном ветре ста­ вился прямой парус (из холста или шкур), .позволявший развивать скорость 6— 7 узлов. Строились кочи без применения железа. ЛАДЬЯ (лодья) — палубное парусно-гребное плоскодонное с у д ­ но, с двумя-тремя мачтами, грузоподъемностью 150—200 тонн. Носовая часть гораздо ниже кормовой, что придавало лодьс неук­ люжий вид. Корпус разделялся переборками на три отсека с люка­ ми в палубе. В носовом отсеке размещалась команда, средний слу­ жил грузовым трюмом, в кормовом находилась каюта кормщика или хозяина судна. Использовалась для дальних плаваний и зве­ робойного промысла. ЛАСТ — устаревшая мера грузовместимости судна, равная двум регистровым тоннам, или 5,66 м3. ЛАСТОВОЕ СУДНО — грузовое судно. ЛИХТЕР — несамоходное сухогрузное речное или морское су д ­ но, служит для перевалки (лихтеровки) грузов со стоящих на рей­ д е морских судов на мелководный берег и обратно. ЛОЦИЯ — навигационное руководство по кораблевождению, в котором излагаются условия плавания в описываемом море. ЛОЦ-КАПИТАН (лоц-командир)— командир над лоцманами (обычно — из офицеров флота). ЛОЦМАН — специалист по проводке судов, знающий фарватер определенного участка реки и акватории морского порта, а также местные условия плавания. ИАДВОРНЫП СОВЕТНИК — гражданский чин 7-го класса (по Табели о рангах). ОБЕР-КОМЕНДАНТ — чин, высший в обер-офицерских. ПАКЕТБОТ — морское почтово-пассажирское судно. ПАЛ — свая, к которой во время стоянки у причала судно при­ вязывают швартовым тросом. РАНЬШИНА — легкое палубное парусно-гребное двух- или трехмачтовое промысловое поморское судно, приспособленное для раннего (отсюда и название— раньшина) весеннего промысла мор­ 338

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz