Попов, Г. П. Ногою твердой стать при море ... : штрихи к портрету Архангельского порта / Г. П. Попов. - Архангельск : Северо-Западное книжное издательство, 1992. - 349, [2] с. : ил.
ские навыки лоцманской профессии: участвовали в про мерах фарватеров, постановке вех, баканов и отличи тельных знаков, а старшим поручалась иногда и про водка небольших парусных судов со взморья на город ской рейд. При подготовке лоцманских учеников особое внима ние уделялось изучению фарватеров речных рукавов. Ведь главной обязанностью лоцмана являлась бе зава рийная проводка судов по фарватерам Северной Двины. «Каждый лоцман,— писал С. Огородников,— должен знать различную глубину реки или моря, отмели, рифы, банки; какие на местах этих ставятся отличительные знаки; свойство грунта, направления и перемену тече ния моря, знать время сих изменений и меру возвыше ния и понижения воды; должен знать определение мес та на фарватере по наружному виду берегов, по постав ленным на них створным лоцманским знакам; в каких местах, по качеству грунта и укрытию от ветров, удоб нее стоять на якоре; общие правила действия парусами и руля* на всех родах судов и т. д.»16 Наряду с профессиональной выучкой в лоцманской артели высоко ценилась отвага. Ведь лоцман был обя зан в любую погоду выйти на небольшом карбасе на встречу приближающемуся с моря судну, исполняя свой долг «до крайней возможности». Случалось, корабель ные вожи гибли в штормовую погоду. Чтобы избежать этого, лоцманы старались научить своих детей умению вести себя и в крайне трудной ситуации. Наиболее способных лоцманских учеников портовое начальство определяло в летний период на портовые шхуны. Плавая в течение навигации по акватории порта, они получали прекрасные практические навыки, быстро запоминали те ориентиры, которыми пользовались при проводке судов опытные лоцманы. Надо заметить, что лоцманы тщательно оберегали секреты своего ремесла и внимательно следили, чтобы иностранные шкиперы «не делали промера судового хо да». Лоцманам строго запрещалось открывать посторон нему лицу приметы и особенности сложного двинского фарватера. Из поколения в поколение ученикам передавалась непреложная истина: быть лоцманом — большая честь и ею надо дорожить. * Так в тексте. 30
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz