Попов, Г. П. Ногою твердой стать при море ... : штрихи к портрету Архангельского порта / Г. П. Попов. - Архангельск : Северо-Западное книжное издательство, 1992. - 349, [2] с. : ил.

ские навыки лоцманской профессии: участвовали в про­ мерах фарватеров, постановке вех, баканов и отличи­ тельных знаков, а старшим поручалась иногда и про­ водка небольших парусных судов со взморья на город­ ской рейд. При подготовке лоцманских учеников особое внима­ ние уделялось изучению фарватеров речных рукавов. Ведь главной обязанностью лоцмана являлась бе зава ­ рийная проводка судов по фарватерам Северной Двины. «Каждый лоцман,— писал С. Огородников,— должен знать различную глубину реки или моря, отмели, рифы, банки; какие на местах этих ставятся отличительные знаки; свойство грунта, направления и перемену тече­ ния моря, знать время сих изменений и меру возвыше­ ния и понижения воды; должен знать определение мес­ та на фарватере по наружному виду берегов, по постав­ ленным на них створным лоцманским знакам; в каких местах, по качеству грунта и укрытию от ветров, удоб­ нее стоять на якоре; общие правила действия парусами и руля* на всех родах судов и т. д.»16 Наряду с профессиональной выучкой в лоцманской артели высоко ценилась отвага. Ведь лоцман был обя ­ зан в любую погоду выйти на небольшом карбасе на ­ встречу приближающемуся с моря судну, исполняя свой долг «до крайней возможности». Случалось, корабель­ ные вожи гибли в штормовую погоду. Чтобы избежать этого, лоцманы старались научить своих детей умению вести себя и в крайне трудной ситуации. Наиболее способных лоцманских учеников портовое начальство определяло в летний период на портовые шхуны. Плавая в течение навигации по акватории порта, они получали прекрасные практические навыки, быстро запоминали те ориентиры, которыми пользовались при проводке судов опытные лоцманы. Надо заметить, что лоцманы тщательно оберегали секреты своего ремесла и внимательно следили, чтобы иностранные шкиперы «не делали промера судового хо­ да». Лоцманам строго запрещалось открывать посторон­ нему лицу приметы и особенности сложного двинского фарватера. Из поколения в поколение ученикам передавалась непреложная истина: быть лоцманом — большая честь и ею надо дорожить. * Так в тексте. 30

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz