Попов, Г. П. Ногою твердой стать при море ... : штрихи к портрету Архангельского порта / Г. П. Попов. - Архангельск : Северо-Западное книжное издательство, 1992. - 349, [2] с. : ил.

З а верную «государеву службу» все они получили по­ том от правительства денежные вознаграждения. Штат­ ные лоцманы — по 25, а ученики — по 15 рублей. В 1845 году один из лоцманов (к сожалению, фами­ лия его в архивных документах не сохранилась) был награжден серебряными часами за успешную проводку построенного в 1844 году тяжелого, 74-пушечного, ко­ рабля «Ингерманланд» через мелководный Березовый бар. За образцовое несение службы в событиях 1854— 1855 годов, имевших место на Белом море13, лоцманам были пожалованы «светлые бронзовые медали на Анд­ реевской ленте». Пятеро лоцманов удостоились серебряных медалей за безаварийную проводку судов от Сии до Соловецких островов и обратно со свитой императора и самим го­ сударем Александром II, посетившим Архангельск в: 1858 году. Несмотря на длительное существование артели, об­ щество архангельских лоцманов до 1900 года не имело своего «писаного устава», а руководствовалось лишь положениями, общими для всех лоцманов Российской империи. Дело изменилось в лучшую сторону в 1900 году, когда для заведования всей лоцманской службой при порте впервые был назначен лоц-командир из флотских офицеров. Занятый теперь исключительно делами лоц­ манской артели, он решал все вопросы служебной дея ­ тельности и повседневного быта лоцманов, уделял вни­ мание лоцманским ученикам и, по давно сложившейся традиции, не забывал заботиться о вдовах п престаре­ лых лоцманах. Надо сказать, что жизнь лоцманской артели была весьма своеобразной. Несшие ответственную «государе­ ву службу» архангельские лоцманы имели значительные права и преимущества перед остальными крестьянами, жившими по соседству в том же уезде. В частности, в течение многих десятилетий лоцманы освобождались от взноса хлеба в сельские запасные магазины, создан­ ные в губернии в начале XIX столетия в связи с часты­ ми неурожаями хлеба и неизбежным отсюда голодом.. Были они свободны и от выполнения различных «нату­ ральных повинностей», как, например, от забот по со­ держанию в исправном состоянии дорог, мостов и т. п. 28

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz