Попов, Г. П. Ногою твердой стать при море ... : штрихи к портрету Архангельского порта / Г. П. Попов. - Архангельск : Северо-Западное книжное издательство, 1992. - 349, [2] с. : ил.

себя облыжно за лоцманов», являлись на купеческие суда и проводили их с Двинского бара в порт, при этом, по незнанию судоходного фарватера, часто садили их на многочисленные мели. Нужно сказать, что специальную форму, введенную Петром I, архангельские лоцманы давно уже не носили; сшитая по европейскому образцу, она так и не прижи­ лась в их среде. Вот почему так просто было северному крестьянину, часто ходившему на морской промысел, выдать себя «облыжно» за знающего лоцмана. Чтобы исключить подобные случаи, с 1817 года к аж ­ дый лоцман стал получать от лоц-капитана особый «би­ лет» на право проводки судов. Но и эта мера оказалась недостаточно действенной: случалось, что «билет» пере­ давался лоцманом постороннему лицу. Тогда вновь вспомнили о казенной форме, которая вносила опреде­ ленный порядок в служебные дела и подтягивала лоц­ манов. Начиная с 1825 года, по распоряжению морско­ го ведомства, лоцманы обязаны были являться на суда в новой форме одежды — в кафтане из темно-зеленого сукна, на левой стороне груди на кафтан прикреплялся отличительный знак из белой жести, на нем — морской якорь и надпись «Архангельского порта лоцман». В результате принятых мер лоцманы стали серьез­ нее относиться к своим обязанностям, значительно уменьшилось и число нареканий со стороны шкиперов приходящих судов. Введение формы сразу пресекло все попытки местных крестьян выдавать себя за лоцманов. Повысился авторитет и самой лоцманской артели. В 1862 году Архангельский в о е н н ы й порт был упразднен. С этого времени лоцманская служба, до то­ го подчинявшаяся через лоц-капитана главному коман­ диру порта, была вверена заведующему гидрографиче­ ской частью Архангельского порта, флотскому офицеру, отвечавшему за состояние маяков и навигационных знаков на всем побережье Белого и Баренцева морей. Такое подчинение сохранялось в течение четырех деся­ тилетий. Поскольку руководство лоцманской артелью для офицера-гидрографа явилось дополнительной слу­ жебной нагрузкой, то местным лоцманам уже не уде­ лялось былого внимания, что, надо полагать, не могло не отразиться на качестве их работы и условиях жизни. В сложившейся обстановке важную роль стали играть лоцманские старосты, от правильности выбора которых 26

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz