Попов, Г. П. Ногою твердой стать при море ... : штрихи к портрету Архангельского порта / Г. П. Попов. - Архангельск : Северо-Западное книжное издательство, 1992. - 349, [2] с. : ил.

Здесь приборы погрузили на военную шхуну «Бакан» и благополучно доставили в Архангельск. Главное управление почт и телеграфов предоставило в распоряжение Вилькицкого телеграфную линию — на два часа, с 9 до 11 вечера, установив сообщение между Архангельском и Пулковской обсерваторией. Звездные наблюдения производились одновременно в обоих пунк­ тах по телеграфным сигналам в период с 28 августа по 13 сентября 1887 года. Телеграфную связь устано­ вили и в черте города, протянув провода от городской телеграфной станции к Соломбальскому астрономиче­ скому павильону. Точками, которые определялись с большой точностью, были выбраны кресты колоколен соломбальского Преображенского морского собора и Троицкого кафедрального собора, стоявшего в центре Архангельска. Эти работы дали, в свою очередь, возможность пра ­ вильно нанести на карты побережье северных морей. Метод состоял в том, что к точкам, определенным с большой точностью, привязывали целую сеть так назы­ ваемых триангуляционных знаков (пунктов )— начиная от Архангельска и далее на Север, и таким образом пра­ вильно вычерчивали береговую линию, а значит, созда­ вали более надежные навигационные карты. Начиная с 1887 года А. И. Вилькицкий всю свою деятельность посвятил изучению арктических морей. В результате многолетних работ экспедиция Северного Ледовитого океана, которой он руководил, составила карту района от реки Енисей до Югорского Шара, была издана лоция этой части океана и установлено «время прохождения судами Карского моря по состоянию льдов». То, что такое время существует, было открыти­ ем, имевшим принципиальное значение. Ведь долгие годы Карское море считали «ледяным погребом». Фор­ мированию такого взгляда в немалой степени способст­ вовали выводы Ф. П. Литке, сделанные им еще в 1820-х годах, о недоступности Карского моря для плавания по нему. В 1891— 1901 годах А. И. Вилькицкий обследовал Югорский Шар и дельту реки Печоры. В результате появились карты, давшие возможность установить, как тогда говорили, правильные пароходные рейсы из Ар­ хангельска на Печору и к Югорскому Шару. Последние шесть лет своей жизни — с 1907 по 1913 год — Андрей Ипполитович Вилькицкий исполнял долж- 286

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz