Попов, Г. П. Ногою твердой стать при море ... : штрихи к портрету Архангельского порта / Г. П. Попов. - Архангельск : Северо-Западное книжное издательство, 1992. - 349, [2] с. : ил.
Здесь приборы погрузили на военную шхуну «Бакан» и благополучно доставили в Архангельск. Главное управление почт и телеграфов предоставило в распоряжение Вилькицкого телеграфную линию — на два часа, с 9 до 11 вечера, установив сообщение между Архангельском и Пулковской обсерваторией. Звездные наблюдения производились одновременно в обоих пунк тах по телеграфным сигналам в период с 28 августа по 13 сентября 1887 года. Телеграфную связь устано вили и в черте города, протянув провода от городской телеграфной станции к Соломбальскому астрономиче скому павильону. Точками, которые определялись с большой точностью, были выбраны кресты колоколен соломбальского Преображенского морского собора и Троицкого кафедрального собора, стоявшего в центре Архангельска. Эти работы дали, в свою очередь, возможность пра вильно нанести на карты побережье северных морей. Метод состоял в том, что к точкам, определенным с большой точностью, привязывали целую сеть так назы ваемых триангуляционных знаков (пунктов )— начиная от Архангельска и далее на Север, и таким образом пра вильно вычерчивали береговую линию, а значит, созда вали более надежные навигационные карты. Начиная с 1887 года А. И. Вилькицкий всю свою деятельность посвятил изучению арктических морей. В результате многолетних работ экспедиция Северного Ледовитого океана, которой он руководил, составила карту района от реки Енисей до Югорского Шара, была издана лоция этой части океана и установлено «время прохождения судами Карского моря по состоянию льдов». То, что такое время существует, было открыти ем, имевшим принципиальное значение. Ведь долгие годы Карское море считали «ледяным погребом». Фор мированию такого взгляда в немалой степени способст вовали выводы Ф. П. Литке, сделанные им еще в 1820-х годах, о недоступности Карского моря для плавания по нему. В 1891— 1901 годах А. И. Вилькицкий обследовал Югорский Шар и дельту реки Печоры. В результате появились карты, давшие возможность установить, как тогда говорили, правильные пароходные рейсы из Ар хангельска на Печору и к Югорскому Шару. Последние шесть лет своей жизни — с 1907 по 1913 год — Андрей Ипполитович Вилькицкий исполнял долж- 286
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz