Попов, Г. П. Ногою твердой стать при море ... : штрихи к портрету Архангельского порта / Г. П. Попов. - Архангельск : Северо-Западное книжное издательство, 1992. - 349, [2] с. : ил.

лись на военную службу, продолжавшуюся тогда дол­ гих 25 лет. Указ Правительствующего сената от 23 де­ кабря 1741 года повелевал: «Состоящих при Архангель­ ском порте записных лоцманов и детей их в рекруты не брать; они отправляют рекрутскую повинность день­ г а м и— по 300 рублей серебром за рекрута»11, то есть они как бы откупались лоцманской артелью от службы в армии. Работа в лоцманской артели тем самым при­ равнивалась к матросской службе. З а преступления и проступки по лоцманской службе, по тому же указу, лоцманы «судились военным судом», что, как ни пока­ жется это странным сегодня, в те далекие годы счита­ лось определенным преимуществом. Высочайшим повелением 1802 года архангельские лоцманы были подчинены военной портовой админист­ рации, которая ограничила наблюдение над ними толь­ ко весьма условным контролем за их работой в течение навигации, «предоставляя общественной жизни лоцма­ нов развиваться самостоятельно, без всякого посторон­ него вмешательства». В это время лоцманы сами из своей среды избирали ежегодно лоцманского старосту и специальными «при­ говорами» вместо выбывших лоцманов назначали новых, а также исключали нерадивых. Так продолжалось до 1816 года. Бесконтрольное самоуправление подчас приводило к тому, что лоцманами становились хоть и потомствен­ ные вожи, но люди «недостойные и порочные, подкупав­ шие товарищей обильными угощениями», отчего после­ довали жалобы иностранцев на небрежную проводку судов. Это тревожное обстоятельство послужило пово­ дом для издания в 1816 году приказа морского минист­ ра, который предписывал главному командиру Архан­ гельского порта назначать особого лоц-капитана, чтобы тот имел за лоцманами «неусыпное наблюдение», ибо последние, «не имея над собою настоящего управления, беспрестанно обращаясь в пьянство, делают купцам затруднение в пути, поставляют коммерческие суда на мель или, не доведя до настоящего места, и совсем ос­ тавляют их по своему своевольству»12. При расследовании поступающих жалоб выяснилось одно немаловажное обстоятельство: оказалось, что «за ­ труднения в пути» экипажам торговых судов зачастую чинили не лоцманы-профессионалы, а местные кресть­ яне, которые, надеясь на легкий заработок и «выдавая 25

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz