Попов, Г. П. Ногою твердой стать при море ... : штрихи к портрету Архангельского порта / Г. П. Попов. - Архангельск : Северо-Западное книжное издательство, 1992. - 349, [2] с. : ил.
лись на военную службу, продолжавшуюся тогда дол гих 25 лет. Указ Правительствующего сената от 23 де кабря 1741 года повелевал: «Состоящих при Архангель ском порте записных лоцманов и детей их в рекруты не брать; они отправляют рекрутскую повинность день г а м и— по 300 рублей серебром за рекрута»11, то есть они как бы откупались лоцманской артелью от службы в армии. Работа в лоцманской артели тем самым при равнивалась к матросской службе. З а преступления и проступки по лоцманской службе, по тому же указу, лоцманы «судились военным судом», что, как ни пока жется это странным сегодня, в те далекие годы счита лось определенным преимуществом. Высочайшим повелением 1802 года архангельские лоцманы были подчинены военной портовой админист рации, которая ограничила наблюдение над ними толь ко весьма условным контролем за их работой в течение навигации, «предоставляя общественной жизни лоцма нов развиваться самостоятельно, без всякого посторон него вмешательства». В это время лоцманы сами из своей среды избирали ежегодно лоцманского старосту и специальными «при говорами» вместо выбывших лоцманов назначали новых, а также исключали нерадивых. Так продолжалось до 1816 года. Бесконтрольное самоуправление подчас приводило к тому, что лоцманами становились хоть и потомствен ные вожи, но люди «недостойные и порочные, подкупав шие товарищей обильными угощениями», отчего после довали жалобы иностранцев на небрежную проводку судов. Это тревожное обстоятельство послужило пово дом для издания в 1816 году приказа морского минист ра, который предписывал главному командиру Архан гельского порта назначать особого лоц-капитана, чтобы тот имел за лоцманами «неусыпное наблюдение», ибо последние, «не имея над собою настоящего управления, беспрестанно обращаясь в пьянство, делают купцам затруднение в пути, поставляют коммерческие суда на мель или, не доведя до настоящего места, и совсем ос тавляют их по своему своевольству»12. При расследовании поступающих жалоб выяснилось одно немаловажное обстоятельство: оказалось, что «за труднения в пути» экипажам торговых судов зачастую чинили не лоцманы-профессионалы, а местные кресть яне, которые, надеясь на легкий заработок и «выдавая 25
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz