Попов, Г. П. Ногою твердой стать при море ... : штрихи к портрету Архангельского порта / Г. П. Попов. - Архангельск : Северо-Западное книжное издательство, 1992. - 349, [2] с. : ил.

Любопытно, что в Архангельске были с большой точностью определены координаты не только крестов колоколен, как это было принято повсюду. 23 августа 1876 года городской архитектор доносил местной упра­ ве: «Вследствие заявления лейтенанта Козлова, опреде­ лившего астрономический пункт в городе Архангельске, находящийся на площади против Собора, имею честь просить ходатайство городской управы о постройке на том месте кирпичного столба на каменном фундамен­ т е — для сохранения на будущее время этого пункта»4. В сентябре того же года кирпичный столб на проч­ ном основании был установлен, но как долго использо­ вался этот астрономический знак для целей картогра­ фии, к сожалению, неизвестно. Особенно интенсивно астрономические работы про­ водились в последней четверти XIX столетия, когда по инициативе Русского географического общества и при поддержке Морского ведомства началось планомерное изучение полярных морей. С этой целью в 1882 году в Архангельске работает астроном Фус. Через два года сюда приезжает подпол­ ковник Мякишев. В 1889 году географические коорди­ наты города вновь определяет подпоручик Астафьев. Несколько позднее эту важную работу выполняют из­ вестные северные гидрографы Жданко и Деплоранекий. Следует особо остановиться на работах 1887 года, произведенных Мякишевым, которые позволили опреде­ лить географические координаты Архангельска с небы­ валой до этого времени точностью. Тогда впервые для производства измерений была использована прямая те­ леграфная связь. В том же 1887 году по заданию Русского географи­ ческого общества в Архангельск прибыл лейтенант А. И. Вилькицкий. Ему также поручалось определить географические координаты губернского города. В те годы доставить сложные приборы из столицы в далекий Архангельск было делом весьма нелегким, ведь предстояло проехать более 1100 верст по столич­ ному тракту, который содержался далеко не в идеаль­ ном состоянии. Чтобы избежать лишней дорожной тряс­ ки, Вилькицкий выбрал необычный маршрут. На неболь­ шом пароходе он добрался от Петербурга до города Повенца, лежащего на северном побережье Онежского озера, откуда на лошадях прибыл в Сумской Посад. 285-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz