Попов, Г. П. Ногою твердой стать при море ... : штрихи к портрету Архангельского порта / Г. П. Попов. - Архангельск : Северо-Западное книжное издательство, 1992. - 349, [2] с. : ил.
Любопытно, что в Архангельске были с большой точностью определены координаты не только крестов колоколен, как это было принято повсюду. 23 августа 1876 года городской архитектор доносил местной упра ве: «Вследствие заявления лейтенанта Козлова, опреде лившего астрономический пункт в городе Архангельске, находящийся на площади против Собора, имею честь просить ходатайство городской управы о постройке на том месте кирпичного столба на каменном фундамен т е — для сохранения на будущее время этого пункта»4. В сентябре того же года кирпичный столб на проч ном основании был установлен, но как долго использо вался этот астрономический знак для целей картогра фии, к сожалению, неизвестно. Особенно интенсивно астрономические работы про водились в последней четверти XIX столетия, когда по инициативе Русского географического общества и при поддержке Морского ведомства началось планомерное изучение полярных морей. С этой целью в 1882 году в Архангельске работает астроном Фус. Через два года сюда приезжает подпол ковник Мякишев. В 1889 году географические коорди наты города вновь определяет подпоручик Астафьев. Несколько позднее эту важную работу выполняют из вестные северные гидрографы Жданко и Деплоранекий. Следует особо остановиться на работах 1887 года, произведенных Мякишевым, которые позволили опреде лить географические координаты Архангельска с небы валой до этого времени точностью. Тогда впервые для производства измерений была использована прямая те леграфная связь. В том же 1887 году по заданию Русского географи ческого общества в Архангельск прибыл лейтенант А. И. Вилькицкий. Ему также поручалось определить географические координаты губернского города. В те годы доставить сложные приборы из столицы в далекий Архангельск было делом весьма нелегким, ведь предстояло проехать более 1100 верст по столич ному тракту, который содержался далеко не в идеаль ном состоянии. Чтобы избежать лишней дорожной тряс ки, Вилькицкий выбрал необычный маршрут. На неболь шом пароходе он добрался от Петербурга до города Повенца, лежащего на северном побережье Онежского озера, откуда на лошадях прибыл в Сумской Посад. 285-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz