Попов, Г. П. Ногою твердой стать при море ... : штрихи к портрету Архангельского порта / Г. П. Попов. - Архангельск : Северо-Западное книжное издательство, 1992. - 349, [2] с. : ил.

юношей, в годы первой мировой войны, Петр Степано­ вич и сфотографировал этот памятник. На старой, пожелтевшей от времени фотографии от­ четливо видны невысокий, но основательный фундамент и на нем — четырехгранная пирамида, навсршие кото­ рой заканчивается довольно ажурной «крышей» из уз­ ких дощечек, и над нею на тонком шпиле поднят шар. В целом это довольно стройное сооружение. Общая вы­ сота памятника, как это можно судить по фотографии, составляла около четырех метров. По воспоминаниям старожилов города, к началу 20-х годов памятник этот уже не существовал. Каких- либо сообщений о его сносе или разборке мне не уд а ­ лось встретить ни па страницах местной печати, ни в делах областного архива. В те годы морской порт, как и сам город, пережил много событий, в том числе и страшное время интервенции, и годы всеобщей разрухи. По всей вероятности, тогда и прекратил свое существо­ вание памятник Соломбальскому адмиралтейству. В 1984 году, когда Архангельск отмечал свое 400-ле­ тие, на территории судоремонтного завода «Красная кузница» была установлена стелла. На одной из трех укрепленных на ней бронзовых досок содержится над­ пись о том, что здесь в далеком 1694 году со стапелей первой государственной верфи страны был спущен ко­ рабль, положивший начало отечественному судострое­ нию. На пользу северного мореплавания При слиянии речки Курьи (Соломбалки) с Северной Двиной, затерявшись среди строений порта, стоит пяти­ метровая пирамида, сложенная из камня и кирпича. Верхняя часть ее обшита тесовыми досками, давно по­ темневшими от времени. На одной из них отчетливо видна надпись: «Астрономический пункт. А. И. Вилькиц- кий. 1887 г.». Скромный астрономический знак — своеобразный па­ мятник работавшим в Архангельске геодезистам, и пре­ жде всего А. И. Вилькицкому (1858—1913), их плодо­ творной деятельности на пользу северного мореплавания. Архангельский порт издавна служил отправным пунк­ том для географических и геодезических работ, произ­ водимых на берегах Белого и Баренцева морей и в Се­ верном Ледовитом океане. Мореплаватели нуждались в точных навигационных картах, без которых немысли- 282

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz