Попов, Г. П. Ногою твердой стать при море ... : штрихи к портрету Архангельского порта / Г. П. Попов. - Архангельск : Северо-Западное книжное издательство, 1992. - 349, [2] с. : ил.
ного класса с вознаграждением 850 рублей сверх содер жания, получаемого им по флоту. Вследствие сего и зная благородный характер и обширные морские познания упомянутого офицера., ходатайствую о назначении Сал- танова на эту должность, так как кто бы мог быть бо лее благонадежным для развития нашего национально го торгового мореплавания, как человек, обошедший сам все океаны по нескольку раз, вполне сочувствующий профессии моряка и ремесло это сам постигнувший в совершенстве». Проект Положения о мореходном классе, выработан ный сумлянами, предусматривал, что занятия в классе должны начинаться с 15 октября, когда все поморские суда уже вернулись с промыслов, и оканчиваться 15 мая — перед выходом судов в ближние и дальние рейсы. Представляет интерес шестой параграф Положения: «К посещению мореходного класса- допускаются лица всех сословий Сумского Посада, так и соседних с ним селений, по представлении свидетельств об умении чи тать и писать и что они уже производили плавания на судах. При этом постановляется, что дети родителей, не имеющих судов, обучаются безвозмездно, а дети ро дителей, имеющих суда,— не иначе как с участием в добровольном ластовом сборе — по 10 копеек с ласта». Мореходный класс, открытый в Сумском Посаде в 1870 году, был первым на Беломорском Севере. Вслед за ним открылись такие же классы в Патракеевке, Оне ге и Кушереке. Хотели бы открыть у себя мореходные классы жители Мезени, Неноксы, Варзуги, Печорского края и Кольского полуострова — уездного города Колы и села Кузомень, расположенного на южном побережье полуострова. Они ставили на своих сходах такой вопрос, но «по бедному состоянию» не смогли осуществить сво их желаний. Следует отметить, что в четырех мореходных клас сах обучалось исключительно население приморских деревень, с малолетства занимавшееся мореходством. И хотя совершенно неграмотных сюда не принимали, уровень грамотности отдельных учеников был таков, что преподавателю нередко приходилось начинать з а нятия с изучения не морского дела, а русского языка. И для того, чтобы подготовить таких учеников к эк з а мену на штурмана малого плавания, приходилось «...продолжать курс учения 3—4 зимы, и такие ученики, 277
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz