Попов, Г. П. Ногою твердой стать при море ... : штрихи к портрету Архангельского порта / Г. П. Попов. - Архангельск : Северо-Западное книжное издательство, 1992. - 349, [2] с. : ил.

ного класса с вознаграждением 850 рублей сверх содер­ жания, получаемого им по флоту. Вследствие сего и зная благородный характер и обширные морские познания упомянутого офицера., ходатайствую о назначении Сал- танова на эту должность, так как кто бы мог быть бо­ лее благонадежным для развития нашего национально­ го торгового мореплавания, как человек, обошедший сам все океаны по нескольку раз, вполне сочувствующий профессии моряка и ремесло это сам постигнувший в совершенстве». Проект Положения о мореходном классе, выработан­ ный сумлянами, предусматривал, что занятия в классе должны начинаться с 15 октября, когда все поморские суда уже вернулись с промыслов, и оканчиваться 15 мая — перед выходом судов в ближние и дальние рейсы. Представляет интерес шестой параграф Положения: «К посещению мореходного класса- допускаются лица всех сословий Сумского Посада, так и соседних с ним селений, по представлении свидетельств об умении чи­ тать и писать и что они уже производили плавания на судах. При этом постановляется, что дети родителей, не имеющих судов, обучаются безвозмездно, а дети ро­ дителей, имеющих суда,— не иначе как с участием в добровольном ластовом сборе — по 10 копеек с ласта». Мореходный класс, открытый в Сумском Посаде в 1870 году, был первым на Беломорском Севере. Вслед за ним открылись такие же классы в Патракеевке, Оне­ ге и Кушереке. Хотели бы открыть у себя мореходные классы жители Мезени, Неноксы, Варзуги, Печорского края и Кольского полуострова — уездного города Колы и села Кузомень, расположенного на южном побережье полуострова. Они ставили на своих сходах такой вопрос, но «по бедному состоянию» не смогли осуществить сво­ их желаний. Следует отметить, что в четырех мореходных клас ­ сах обучалось исключительно население приморских деревень, с малолетства занимавшееся мореходством. И хотя совершенно неграмотных сюда не принимали, уровень грамотности отдельных учеников был таков, что преподавателю нередко приходилось начинать з а ­ нятия с изучения не морского дела, а русского языка. И для того, чтобы подготовить таких учеников к эк з а ­ мену на штурмана малого плавания, приходилось «...продолжать курс учения 3—4 зимы, и такие ученики, 277

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz