Попов, Г. П. Ногою твердой стать при море ... : штрихи к портрету Архангельского порта / Г. П. Попов. - Архангельск : Северо-Западное книжное издательство, 1992. - 349, [2] с. : ил.

по Белому морю узнал Петр I, каковы в деле и морские корабельные вожи. Приметил он не только мастерство тех и других, но и умение отстоять свое мнение и по­ стоять за себя. Отметил царь, что не теряются эти люди в сложной обстановке, оценил и знание иностранных языков. Для лоцманов, первыми встречавших заморских «гостей» и являвшихся своеобразными официальными представителями государства, все эти качества были, конечно, очень важны. Ведь именно по лоцману, его- умению держаться, владению языками и даже по внеш­ нему виду складывалось у иностранных моряков первое впечатление и о порте, и о государстве, которое им до ­ велось посетить (особенно в том случае, когда визит был первым). Что касалось профессиональных качеств и человече­ ских достоинств, тут, по мнению царя, все было в по­ рядке, а о внешнем виде лоцманов Петр I позаботился сам: в 1705 году он ввел для них яркую и необычную, на европейский манер, форму одежды: «...алый кафтан французский, камзол и штаны красного сукна»; на го­ лове им теперь полагалось носить немецкий парик и: шляпу, на ногах — чулки и башмаки. Гребные лоцманские суда стали расписываться крас ­ ками, на корме судов изображался специальный лоц­ манский знак. Отныне они хорошо выделялись среди остальных гребно-парусных судов. Этим нововведением подчеркивалась особая значимость лоцманской службы и самих лоцманов. В 1710 году была установлена единая лоцманская пошлина: шкипера иностранных судов платили за про­ водку 20 английских шиллингов, отдавая их в пользу лоцманской артели. С 1711 года лоцманской артелью управляла гу­ бернская канцелярия, а в 1726 году, с учреждением в Архангельске дальнего брандвахтенного поста (он на ­ ходился на особом судне, стоявшем на взморье), наблю­ давшего за движением к порту и обратно торговых су­ дов, лоцмана были подчинены уже брандвахтенному начальнику, которому Адмиралтейская коллегия вменя­ ла в обязанность «строго следить за лоцманами, чтобы купеческим кораблям не было от них остановки или обид». В середине XVIII столетия в жизни лоцманов про­ изошло важное событие: они избавились от воинской рекрутской повинности. Отныне лоцманы не призыва­ 24

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz