Попов, Г. П. Ногою твердой стать при море ... : штрихи к портрету Архангельского порта / Г. П. Попов. - Архангельск : Северо-Западное книжное издательство, 1992. - 349, [2] с. : ил.

Но таких счастливчиков было немного. Остальные устраивались на местные поморские суда. Заработанных за короткую навигацию средств обычно не хватало «на праздное зимнее время», поэтому одни из них между навигациями работали писцами в присутственных мес­ тах, другие при отсутствии заработка просто бедство­ вали. Еще более бедствовали семьи погибших моряков. А случаи гибели выпускников шкиперских курсов были. Гибли они большей частью не в своих, северных, а в далеких южных морях. «На этих только годах,— писали в 1894 году «Извес­ тия Императорского общества для содействия русскому торговому мореходству»,— один из лучших учеников, штурман каботажного плавания, погиб в Индийском океане на корабле, идущем к берегам Австралии; дру­ гой, будучи уже штурманом на американской шхуне, погиб у берегов Северной Америки, и в этом году тре ­ тий, будучи шкипером на русской шхуне, погиб вместе с судном в Немецком море во время шторма...»35 У многих из моряков оставались дома жены, старые матери, дети. Местные власти признавались: «...особых источников для пособий таким вдовам и сиротам пока у нас не существует, а жизнь моряка и его семьи, таким образом, можно считать почти ничем не обеспечен­ ною». Не столь горькие, но тоже проблемы были и у самих учебных заведений, готовивших этих штурманов. Д о л ­ гое время у шкиперских курсов не было надлежащей материальной поддержки. Лишь через 30 лет, в конце 1873 года, министерство финансов рассмотрело этот во­ прос и увеличило сумму на содержание курсов, кроме того, выделило тысячу рублей на приобретение шурман- ских инструментов. После списания состарившейся шху­ ны «Ломоносов» курсы так и не получили своего учеб­ ного судна и вынуждены были ежегодно тратить время и средства на то, чтобы пристроить учащихся на летнюю практику. В 1895 году была образована особая комиссия, рас­ сматривавшая предложения по дальнейшему совершен­ ствованию русского торгового мореходства. Василий Ге­ расимович Козлов выслал в адрес этой комиссии обсто­ ятельную записку о необходимости иметь по одному учебному судну на каждом из морей, где имелись мор­ ские учебные заведения. 273

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz