Попов, Г. П. Ногою твердой стать при море ... : штрихи к портрету Архангельского порта / Г. П. Попов. - Архангельск : Северо-Западное книжное издательство, 1992. - 349, [2] с. : ил.

нял решение снабжать бессрочными паспортами не только шкиперов и штурманов, но и «получивших зва ­ ние штурманского помощника». К экзамену на это зва ­ ние допускались выпускники, «сделавшие 4 морских кампании к берегам Норвегии и обратно». Прослужив­ шие четыре года в звании штурманского помощника и представившие «одобрительные аттестаты» допускались к экзамену на звание штурмана дальнего плавания. Еще ранее все выпускники были освобождены от нату­ ральной и денежной рекрутской повинности. Эта при­ вилегия, надо признать, значительно облегчала матери­ альное положение молодых моряков. А вообще-то оно было незавидным. Начинать приходилось с каботажного плавания на частных судах. Судохозяева в большинстве своем были скупы на оплату труда, при этом старались еще и «на харчах сэкономить». Один из выпускников заметил: за границей матросы получают не меньшее жалованье, чем наши начинающие штурманы, да еще и «при гораздо лучшей пище». Причина бедственного положения молодых специа­ листов, по мнению журнала «Русское судоходство», состояла «в отсутствии у нас судов дальнего плавания, за исключением какого-нибудь десятка судов, плаваю­ щих с русско-мурманского берега в Петербург с трес­ кой; каботажными же судами управляют сами их вл а ­ дельцы или их родственники... которые если и берут их в качестве матроса, то горькое житье достается не­ сколько облагороженному наукою теоретику от шкипе- ра-мужика»34. По этой причине выпускники всячески стремились устроиться на иностранные суда, особенно после 1863 года, когда им стали выдавать бессрочные паспорта. Проплавав без опасений несколько лет за границей, они свободно овладевали одним-двумя языками и уже чув­ ствовали там себя своими людьми. Но при этом были «рады бы возвратиться в Россию на подходящее их зва ­ нию место,— сообщалось в одном из отчетов,— да число судов нашего коммерческого флота еще очень ограни­ чено». Идеальным вариантом для молодого штурмана было устроиться на одно из немногих тогда судов Беломор­ ской компании и русских торговых домов, совершавших дальние плавания. Там специалистам были обеспечены широкая практика и «хорошее содержание». 272

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz