Попов, Г. П. Ногою твердой стать при море ... : штрихи к портрету Архангельского порта / Г. П. Попов. - Архангельск : Северо-Западное книжное издательство, 1992. - 349, [2] с. : ил.
нял решение снабжать бессрочными паспортами не только шкиперов и штурманов, но и «получивших зва ние штурманского помощника». К экзамену на это зва ние допускались выпускники, «сделавшие 4 морских кампании к берегам Норвегии и обратно». Прослужив шие четыре года в звании штурманского помощника и представившие «одобрительные аттестаты» допускались к экзамену на звание штурмана дальнего плавания. Еще ранее все выпускники были освобождены от нату ральной и денежной рекрутской повинности. Эта при вилегия, надо признать, значительно облегчала матери альное положение молодых моряков. А вообще-то оно было незавидным. Начинать приходилось с каботажного плавания на частных судах. Судохозяева в большинстве своем были скупы на оплату труда, при этом старались еще и «на харчах сэкономить». Один из выпускников заметил: за границей матросы получают не меньшее жалованье, чем наши начинающие штурманы, да еще и «при гораздо лучшей пище». Причина бедственного положения молодых специа листов, по мнению журнала «Русское судоходство», состояла «в отсутствии у нас судов дальнего плавания, за исключением какого-нибудь десятка судов, плаваю щих с русско-мурманского берега в Петербург с трес кой; каботажными же судами управляют сами их вл а дельцы или их родственники... которые если и берут их в качестве матроса, то горькое житье достается не сколько облагороженному наукою теоретику от шкипе- ра-мужика»34. По этой причине выпускники всячески стремились устроиться на иностранные суда, особенно после 1863 года, когда им стали выдавать бессрочные паспорта. Проплавав без опасений несколько лет за границей, они свободно овладевали одним-двумя языками и уже чув ствовали там себя своими людьми. Но при этом были «рады бы возвратиться в Россию на подходящее их зва нию место,— сообщалось в одном из отчетов,— да число судов нашего коммерческого флота еще очень ограни чено». Идеальным вариантом для молодого штурмана было устроиться на одно из немногих тогда судов Беломор ской компании и русских торговых домов, совершавших дальние плавания. Там специалистам были обеспечены широкая практика и «хорошее содержание». 272
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz