Попов, Г. П. Ногою твердой стать при море ... : штрихи к портрету Архангельского порта / Г. П. Попов. - Архангельск : Северо-Западное книжное издательство, 1992. - 349, [2] с. : ил.

сколько раз». Шкипером шхуны шел Яков Кононов (в прошлом выпускник Кемских шкиперских курсов). На шхуне находились выпусники тех же курсов — Александр Пахомков и Иван Падорин, еще не имевшие аттестатов. Шкипер шхуны так отзывался о них: «...Пахомков прекрасно исправлял должность штурманского помощ­ ника и занимался всеми матросскими работами с пол­ ным старанием, к морю способен. Падорин может быть хорошим штурманом и корабельщиком». И с сожале ­ нием замечал: «По неимению же у них аттестатов на звание штурмана, необходимого при страховке судна, пришлось заместить эту должность норвежцем, единст­ венным иностранцем, бывшем на судне, который был только в тягость, по слабости здоровья и склонности к усиленным согреваниям»31. В 1853 году существование шкиперских курсов было продлено еще на 10 лет. По истечении этого времени в дальнейшем уже не возникал вопрос об очередном продлении срока их действия, учебные заведения рабо­ тали устойчиво, принося несомненную пользу северному мореплаванию. Ежегодное число воспитанников в Ар­ хангельске и Кеми достигало уже 30—40 человек. В 1862 году курсам исполнилось 20 лет. В это вре­ мя в России было пять морских учебных заведений и два из них — на Севере. Выпускники Архангельских и Кемских шкиперских курсов уже плавали не только в северных, но и многих других морях Мирового океана. Им первым из поморов выпала честь проложить курсы к берегам неведомых тогда для северян государств. Заведующий курсами поручик Виктор Иванович Гри­ банов в отчете по случаю двадцатилетия с гордостью писал о своих воспитанниках. Например, об одном из первого выпуска — Григории Деньгине, который в 1852 году отправился в Америку для работы на судах русско- американской китобойной компании, по ее заданию он собирал «разные сведения по части китоловства», при этом «ходил в разные колониальные порты». «...Агентство по китоловству доставило ему возмож­ ность ознакомиться с производством этого промысла и быть самому хорошим китоловом; и если бы не недоста­ ток его денежных средств к осуществлению этого про­ мысла в наших северных морях, то, несомненно, День- гин был бы первым производителем оных»32. 270

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz